Трехгорная мануфактура: традиционное качество и новые технологии

Трехгорная мануфактура: традиционное качество и новые технологии

Анастасия Илюхина
21 октября 2016 г.

Трехгорная мануфактура, пожалуй, самая известная московская текстильная фабрика. С 1799 года здесь производят качественный текстиль, сохраняя традиции и используя новые технологии.

Трехгорка
Трехгорка
Трехгорка
Трехгорка
Трехгорка
Трехгорка
Трехгорка
Трехгорка

Трехгорная мануфактура сыграла важную роль в истории производства российского текстиля. Основатель фабрики – московский купец Василий Иванович Прохоров изначально занимался пивоварением и торговлей, хотя был человеком православным. Но его супруга предложила сменить курс – «перестать поить народ» и заняться полезным делом. Так, в Москве появилась первая в России ситценабивная фабрика, которая впоследствии была переименована в Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры.

В XVIII веке ситец был очень популярен, а ситценабивное дело в Москве и в России было практически не развито. Существовало множество мелких частных предприятий, которые производили ситец вручную в малых количествах и продавали на рынках.

Новая ткацкая фабрика появилась на берегу Москва-реки, на горе между Нижней Пресней и Глубоким переулком. Здесь расположились набойщицкие мастерские, резная, химическая лаборатория для составления красок, отделочная, уксусная, склад товаров и материалов. В цехах установили жаккардовые станки для выработки узорчатых тканей.

Рисунок для ткани в те времена был продуктом творчества русских рисовальщиков, воспитанных на орнаментах бухарского, персидского и византийского искусства. На предприятии Прохорова впервые начали производить платки, шали и ткани с оригинальными рисунками.

Художники считали за честь работать на Прохоровской Трехгорной мануфактуре. Фабрика была крупнейшей в Москве и сильно отличалась от конкурентов качеством и красотой рисунков. Процесс производства тканей с рисунком был достаточно трудоемким и сложным: сначала создавался рисунок, затем его вырезали на дереве, на него накладывалась краска, а затем части соединялись. Но такие рисунки на текстиле были очень популярны не только на российском рынке, но и за рубежом.

Вскоре вложения и труд Прохорова были оценены по достоинству. Ежегодное участие в отраслевых выставках (они проходили во всех городах России по Волжскому торговому пути) делали текстиль Прохорова популярнее. В 1864 году на Парижской выставке купец получил золотую медаль и орден с нагрудной лентой за рисунок и качество ткани. После этого Прохорову было позволено ставить клеймо с царским гербом на свою продукцию, и фабрика стала поставщиком царского двора.

Фабрика была крупнейшей в Москве и сильно отличалась от конкурентов качеством и красотой рисунков. Процесс производства тканей с рисунком был достаточно трудоемким и сложным: сначала создавался рисунок, затем его вырезали на дереве, на него накладывалась краска, а затем части соединялись. Но такие рисунки на текстиле были очень популярны не только на российском рынке, но и за рубежом.


Трехгорная мануфактурная фабрика пережила множество исторических потрясений, которые происходили в нашей стране. В 1812 часть фабрики была разрушена французами. Но здания быстро восстановили, и вновь наладили производство. В 60-х годах XIX века было отменено крепостное право, начался кризис в текстильном производстве, связанный с освобождением крестьян и сокращением товарообмена с другими странами. Но и на этом испытания не закончились: в ночь с 22 на 23 декабря 1877 года на Прохоровской мануфактуре случился сильнейший пожар, в результате которого сгорели дотла фабричные корпуса, расположенные на берегу Москва-реки. В пламени погибло все: и станки, и продукция. Пришлось разрабатывать проект новой ситценабивной фабрики на месте сгоревшей, хотя отдельные уцелевшие цеха на Трех Горах продолжали работать. В 1879 году начали строительство новых каменных зданий фабрики, закупили передовые машины на заводах Англии. В ноябре 1881 года новая фабрика начала свою работу.

К концу XIX века здесь же появилась и бумагопрядильная фабрика. К тому времени на мануфактуре работало 716 станков с кареткой Добби, 664 станка с машиной Жаккарда, 75 станков для выпуска бумазеи и других тканей и 64 станка для выработки тканей гроденаплевого (полотняного) переплетения.

Вступление Прохоровской Трехгорной Мануфактуры в двадцатое столетие ознаменовалось большим успехом на арене русской хлопчатобумажной промышленности и усиленным ростом производительности.

И вновь «Трехгорка» переживала все происходящие перемены вместе с государством. В годы Второй Мировой войны Прохоровская Трехгорная мануфактура продолжала работать — производила продукцию для фронта: бинты, полотно для нижнего белья и т.д. За это комбинат был награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина.

Фабрика всегда была передовиком, в том числе это касалось и декоративного оформления: на «Трехгорке» даже печатался агитационный плакат на ткани! Сюда приглашали работать известных художников, например, сестру поэта Маяковского, которая создавала оригинальные лиричные рисунки.

У фабрики практически никогда не было конкурентов. Все нововведения в текстильной промышленности проверялись именно здесь, и если технология оказывалась удачной, ее распространяли по всем фабрикам России.

Сегодня «Трехгорка» продолжает производить качественный российский текстиль. Все так же приоритет отдается качеству ткани и дизайну. Стиль Трехгорной мануфактурной фабрики можно узнать сразу, а широкий ассортимент продукции позволяет удовлетворить любого покупателя.

На правах рекламы.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
Подпишитесь на рассылку рецептов и советов
Ваши данные защищены reCAPTCHA
КОММЕНТАРИИ
Уже зарегистрированны на gastronom.ru? Войдите или оставтье комментарий как гость
Ваши данные защищены reCAPTCHA

Пока нет комментариев

Branding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding image
Ещё больше рецептов и вкусных идей в наших соцсетях