Праздник жертвоприношения длится 3-4 дня и является завершающей частью хаджа — ежегодного паломничества мусульман в Мекку. Мифология этого праздника опирается на известный сюжет из Корана о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски — Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву Всевышнему. Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив жертву барашком.
Именно поэтому на праздник Курбан-байрам принято забивать жертвенное животное, например, быка, барана или даже верблюда. Животному должно быть не менее 1 года, оно должно быть здорово и без изьянов. Считается, что овцу или козу можно принести в жертву только от одного человека, а корову, быка или верблюда — от семи человек. Мясо жертвенного животного нужно разделить на три части, раздав треть тем, кто нуждается, второй частью поделиться с соседями и друзьями, а третью оставить для приготовления праздничного угощения.
Таким образом, помимо традиционных сладостей и выпечки, на праздничный стол подают блюдо с большим количеством мяса. Для татар это чаще всего лапша и отварное мясо с картофелем и морковью, у казахов — знаменитый бешбармак, у башкир своя разновидность этого блюда — бишбармак, узбеки и азербайджанцы готовят плов, народы Кавказа — долму, кюфту, шашлыки.
Раздавая мясо от жертвенного барана, хозяин всегда выберет лучшие куски, а оставшиеся части туши с небольшим количеством мяса, такие как голова или ноги, нужно будет приготовить особым образом. Так появился знаменитый утренний суп хаш, который варят всю ночь и подают на второй день праздника, или отварная баранья голова, которой потчуют самых почтенных и уважаемых гостей. Особыми деликатесами считаются язык и печень, их готовят и подают в качестве холодной закуски.
Курбан-байрам начинается для мусульман с самого раннего утра. Они надевают лучшие одежды, перед утренней молитвой (намазом) не едят. После молитвы мусульмане, по желанию, собираются во дворах и там поют славословия Аллаху (такбир). После они снова отправляются в мечеть, где мулла произносит проповедь. Близким, друзьям и родственникам в дни праздника делают подарки. В последующие после праздника дни наносят визиты близким, знакомым и друзьям. Мусульманин в эти дни не должен скупиться на угощения – нужно обязательно накормить бедных и голодных.
У нас соседи - таджики. Во время праздников соседям они ничего не приносят. Вероятно потому, что соседи - русские, а не их единоверцы.