Убеждение, что Масленица — праздник религиозный, нужно отмести сразу, причём бесповоротно. И Боже упаси вас связывать масленичное застолье с Православием.
Совсем напротив. Масленица — древний и языческий праздник проводов зимы, русский карнавал, который по традиции сопровождался весельем и хмельными пирами, а в дохристианские времена — ещё и жертвоприношениями. Запретить Масленицу после Крещения Руси Церковь так и не смогла, поэтому постаралась как-то христианизировать её, для чего совместила с «сырной седмицей» — последней подготовительной неделей перед Великим Постом.
Тут надо разобраться в терминологии. «Седмицей» на церковнославянском именуют неделю, а «неделей» — лишь завершающее её воскресенье.
Итак, Великому Посту предшествуют три седмицы. Первая из них — «всеядная», то есть есть можно всё и в любой день (постных дней нет). Затем идёт «рябая седмица», во время которой постные дни чередуются со скоромными. Заканчивается она «мясопустной неделей» («неделя» в данном случае как раз и означает воскресный день), когда православные люди, собственно, и отказываются от мяса. То есть запрет на мясо начинается уже за восемь дней до Великого поста.
Последняя седмица перед постом — «сырная» (её, собственно, и принято отождествлять с Масленицей). Догматически из «скоромной пищи» церковь в эту седмицу благословляет только рыбу, яйца и молочные продукты. А в последний день под запретом оказываются и они, поэтому это воскресенье называют «сыропустной неделей» (впрочем другое его название — «Прощеное Воскресенье» — куда более известно).
Блины — самая что ни на есть традиционная пища в сырную седмицу. Однако заметим, что седмица перед постом — в православной традиции последняя ступень подготовительного воздержания. Да и вообще чревоугодие Церковь не приветствует. Вот и получается, что русская Масленица по сути своей не особенно религиозна. Такой парадокс.
Пока нет комментариев