О чем расскажем в статье:
Во времена так называемой «эпохи малокартинья» (к примеру, в 1951 году на экраны СССР вышло лишь девять полнометражных советских фильмов) одну и ту же ленту смотрела значительная часть аудитории и не по одному разу. А, скажем, в 2021 году в прокат выпустили 153 отечественных фильма, а на телеэкранах и киноплатформах появилось 229 российских сериалов. При таком разнообразии, который предлагает супермаркет развлечений, даже если вы и процитируете что-то остроумное из понравившегося произведения, вас просто не проймут. Цитата мимо.
А потому многие из нас по-прежнему любят – и могут! – фонтанировать за столом или в предвкушении трапезы репликами и диалогами лишь из фильмов, снятых тридцать, сорок, пятьдесят, а то и более лет назад. И это не только уже навязшие в зубах: «Икра заморская, баклажанная», «А в тюрьме сейчас ужин, макароны дают», «Овсянка, сэр!», «Картофель фри, картофель пай» или «Масик хочет водочки», но и не столь растиражированное: «У нас как всегда трагедия! Регина уронила мыло в суп, так что есть нечего!» (если кто не узнал, это – из комедии «Блондинка за углом»). Кстати, с литературой примерно такая же ситуация: можем узнать цитату из Булгакова, Ильфа и Петрова, Шукшина («Народ для разврата собран!»), Довлатова, ну максимум Пелевина, а дальше – всё, тишина.
Фильм «Девчата»
Что ели герои советского кино
Киноклассику постоянно крутят по телеканалам и волей-неволей, а выучишь. Но искрометные фразы полюбились во многом еще и «по вине» талантливых актеров и их точным интонациям. Чемпионами по цитируемости стали, пожалуй, картины Эльдара Рязанова (1927-2015). Сам режиссер, он же соавтор сценариев своих лент, любил много и вкусно поесть, а потому регулярно сидел на диетах. И на сочувственное письмо одной телезрительницы, мол, что-то вы плохо выглядите, наверное, много пьете, ответил: «Я не пью, я ем!»
Герои рязановских картин, начиная с «Карнавальной ночи» (1956), его первой работы, тоже часто что-то ели и пили. Ну а как обойтись без праздничных блюд в новогодней телекомедии «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975)? Оттуда в наш лексикон перекочевали бессмертные сентенции типа «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» и «Пить надо меньше! Надо меньше пить!»
Как минимум, два застолья мы наблюдаем в другой не менее популярной рязановской комедии – в «Служебном романе» (1977). Сперва новые коллеги приглашены в гости к вернувшемуся из-за границы Самохвалову (Олег Басилашвили) и тот их щедро угощает: «Товарищи, сыр швейцарский, маслины греческие. Прошу, прошу!» Именно в его доме героиня Светланы Немоляевой вопреки всем правилам этикета язвительно заявляет хозяину: «Я такой салат готовлю лучше, чем твоя жена. Туда надо добавлять тёртое яблочко...» Ну а второй ужин – романтический – проходит в доме преобразившейся «мымры» (Алиса Фрейндлих), где она потчует персонажа Андрея Мягкова: «Попробуйте салат, он исключительно вкусный».
Действие одного из лучших рязановских фильмов – «Вокзал для двоих» (1982) – во многом завязано на привокзальный ресторан, поскольку главная героиня – официантка Вера (Людмила Гурченко). И оттуда мы цитируем массу фраз, так или иначе связанных с застольем: «А с язвой дома сидят, с язвой по ресторанам не ходят», «Сто грамм не стоп-кран: дёрнешь – не остановишься!», «Вы мегера! Из ваших рук я не стану есть до конца своей жизни», «А котлетка-то у вас подгорела», «Это не объедки. Это остатки. Большая разница» и так далее.
И, конечно, в этой ленте с иронией показана изнанка и нравы провинциального ресторана времен позднего застоя. К примеру, заказывая на ужин котлеты в «своем» ресторане уже в качестве гостьи, Вера просит коллегу Виолетту: «И скажи нашим на кухне, пусть поджарят на хорошем масле». «А обычно на чем жарят?» – не выдерживает её неискушенный спутник, московский пианист Платон. И получает в ответ: «Зачем вам знать то, что не нужно знать».
Немало застольных сцен можно обнаружить в фильмах Леонида Гайдая, Никиты Михалкова, Владимира Меньшова и других замечательных режиссеров. Ну кто не помните обмен репликами в ресторане из михалковской «Родни»: «Я цветное не пью». – «Это "Гамлет", фирменный напиток». Или оттуда же: «Дома борщ, студень, вареники с вишнями, винцо домашнее. Что ты тут, как каторжник, казенное ешь?»
Из любимых советских фильмов даже с учетом царившей тогда цензуры мы можем узнать, что советские люди испытывали дефицит продуктов и алкогольных напитков, часто готовили дома, имели трудности с попаданием в рестораны и в кафе, где сервис оставлял желать лучшего, и даже не подозревали о такой услуге, как доставка суши и пиццы.
Что едят герои современного кино
Если бы молодые герои нынешних фильмов перенеслись в 70-е или 90-е, они бы многому удивились. Как удивился столичный мажор Гриша из комедии Клима Шипенко «Холоп» (2019). Правда, этот типичный представитель золотой молодежи угодил как бы в русскую деревню образца 1860 года, которую специально для его перевоспитания воссоздали с помощью ряженых актеров. В этом фильме немало эпизодов связано с едой.
К примеру, Гриша ловит барскую курицу: «Мне мясо надо. Я на одних комарах долго не протяну». А в отведенном ему под жилье сарае он устраивает «Григорий Пэлас» – «первый в мире ресторан в хлеву», где угощает деревенскую девушку Лизу коктейлем «Пей до дна – проснешься не одна», в числе ингредиентов которого самогон из картофельных очисток, клюквенный жмых, мед и ключевая вода. А еще – тартаром из морковки на лопухе, карпаччо из редиса с огурцом и карасями, жаренными на костре. Звучит это всё, как меню какого-нибудь наикрутейшего московского ресторана.
В советские времена выходили фильмы, героями которых становились работники общепита. Но только в XXI веке стало возможно появление целого комедийного сериала – «Кухня» (2012-2016) и полнометражного фильма Дмитрия Дьяченко «Кухня в Париже» (2014), где российская команда открывает ресторан в столице Франции. И здесь – целая россыпь остроумных реплик.
«Готовы к гастрономическому оргазму?» – «Не знаю, как насчет оргазма, но гастрономическую эрекцию я уже ощущаю».
«Шеф, ну не томите, мы ж не фасоль».
«Мсье Буало спросил, в каком веке ему подадут горячее».
«Соус сразу в меня плеснете или позволите попробовать?»
«Всё у нас через курдюк».
Одна из особенностей фильмов последнего двадцатилетия: новые киногерои открывают для себя экзотические блюда и считают, что в ресторанах следует сорить деньгами. Комедия «О чем говорят мужчины», снятая командой «Квартета И» в 2010 году, как зеркало отражает нравы того времени.
Персонаж Камиля Ларина приходит в столичный ресторан, где «всё, как в Лувре, только еще и едят». «Очень рекомендую дефлопе, – говорит ему официант. – Он у нас лучший в Москве». В итоге гость, конечно, заказывает этот неведомый дефлопе из палабы с семечками кациуса. Получает на большой тарелке кусочек чего-то невкусного. И заодно узнает от официанта: «А гренка в нашем ресторане называется крутон. Только гренка не может стоит восемь долларов, а крутон может».
Или вот далеко не бедные мужчины остановились в более чем скромной придорожной забегаловке.
«Почему ты сразу не сказал, что вкусно?» – удивляется один.
«Потому что тебе, когда меньше тридцати долларов за блюдо, невкусно» – возражает тот, кто рискнул попробовать здешнюю стряпню первым.
Забавные, точнее сказать, трагикомические гастрономические эпизоды можно найти в самых популярных сериалах последнего времени – «Домашнем аресте» (2018) и «Содержанках» (2019-2021). К примеру, внезапно угодивший под домашний арест в родную коммуналку провинциальный мэр Аникеев (Павел Деревянко) вынужден вкусить простой еды и дешевого алкоголя. И как недоуменно он восклицает, выпив: «Очень плохая водка!»
А персонаж Сергея Бурунова из «Содержанок», крупный чиновник, оказывается жертвой кулинарных амбиций его любовницы Даши: она так неудачно поджарила стейк для романтического ужина, что он вынужден спрятать эту «подошву» в карман дорого пиджака лишь бы не есть…
Конечно, вспоминать и перечислять можно ещё долго, но одно точно: многим фильмам не повезло – они вышли на экраны во времена киноизобилия, а потому затерялись в общем бурном потоке и вряд ли их растащат на цитаты, как рязановские или гайдаевские. Но времена, как известно, не выбирают.
Пока нет комментариев