Как открыть супермодный ресторан в Москве: секреты Ильи Тютенкова

Как открыть супермодный ресторан в Москве: секреты Ильи Тютенкова

Андрей Захарин
24 октября 2017 г.
0Комментировать

Илья Тютенков - известная личность в мире ресторанного бизнеса. Именно он открыл в Москве сверхпопулярные рестораны: Uilliams, «Уголек», Pinch, «Северяне». Все проекты Тютенкова буквально обречены на успех, и становятся хитами. Мы с пристрастием допросили Илью, как этого добиться.

Илья Тютенков, ресторатор
Илья Тютенков, ресторатор (Фото: ООО «Издательский дом «Гастроном»)

– Илья, в твоих ресторанах довольно тесно, темно, не очень удобно, сильно пахнет едой – но все это пользуется популярностью. Почему?

– Неудобство – это относительное понятие. Я все делаю немножко для себя, и все идет от моего внутреннего понимания, что удобно, что неудобно. Например, я считаю, что теснота дает возможность обмениваться энергией, создается ощущение «движухи». Кого-то это дико бесит, и такие гости к нам просто не приходят. Моя целевая аудитория подобные вещи, напротив, ценит. Открытая кухня, дымок от запекаемых в печи блюд создают ощущение контакта, ощущение жизни. ­Темнота располагает к более близкому ­человеческому общению, а я за интим. Во время еды и секса у человека ­максимально вырабатываются гормоны радости. Мы в этом направлении и двигаемся.

– Ты часто повторяешь, что бескомпромиссность – твой стиль, но ведь это противоречит правилам ресторанного бизнеса: нельзя создавать ресторан, руководствуясь лишь собственным вкусом.

– На самом деле все авторские рестораны, идут ли они «от шефа» или от ресторатора, являются проекцией внутреннего мира этого человека. Например, у всех, кто любит в интерьер поиграть, – рестораны-дворцы или музеи. Так что все разговоры про такие правила – лукавство. Понятно, что хочется сделать хорошо для большого количества народа, но всем не угодишь.

– Ты как-то обмолвился, что лет десять назад вывел для себя формулу ­идеального ресторана. В чем она заключается?

– Это особенная, но комфортная еда, которую можно есть каждый день. А значит, это уникальный шеф с небанальным подходом. Хорошая локация, приятные места вокруг. Потому что, если ты хочешь, чтобы люди возвращались, а основа ресторана – это постоянные гости, то им должно быть комфортно. Очень хорошие отношения внутри команды, отсутствие у сотрудников страха и гнева. Это большая редкость и ценность – умение избавляться от гнева. Супердружелюбный персонал.

– По отношению к гостям с детьми у тебя­ дружественная политика?

– Абсолютно дружественная! А как иначе?

– Некоторые против детей в ресторане.

– Да это занудство! Давайте еще людей с усами не пускать или некрасиво одетых... Это дорога в никуда.

– Как долго ты подбираешь команду? Сделать разных людей максимально открытыми и дружелюбными не очень просто.

– Это постоянный процесс. Люди приходят, уходят. Но те, кто остается, обязательно растут и совершенствуются. В первую очередь это касается шеф-поваров. Сейчас у меня в команде уже много людей, которые могут растить других. По-моему, это круто. Для меня важно, чтобы вся команда развивалась. Я потому и не открываю много проектов, чтобы вызрело внутреннее качество.

– Является ли для тебя фигура шефа ключевой в ресторане? Насколько ты вмешиваешься в его работу?

– Мое участие заканчивается в тот момент, как я беру повара на работу. Мы обговариваем условия, концепцию, обсуждаем различные идеи, а дальше повар должен действовать самостоятельно. Конечно, периодически я даю какие-то советы и высказываю пожелания, но без выкручивания рук. Я считаю, что творческих людей нельзя переламывать, иначе желание придумывать что-то новое пропадет. Я вообще за доверие как форму коммуникации между людьми. Это людей сближает, а не разделяет, что очень важно, ведь ресторан – это командный вид спорта. В рестораторов-одиночек я не верю.

– Ты считаешь себя буддистом. ­Насколько это помогает в работе и в жизни?

– Очень помогает. Ты всегда видишь картинку как причину-следствие. Все, что происходит с тобой, – следствие закона кармы. Тебе легче справляться с огромным количеством эмоций, которые всегда есть в бизнесе: привязанность, гнев, ревность, зависть, непонимание. Ты развиваешь в себе более простое отношение ко всему этому. Мне было бы интересно создать компанию, построенную на буддистских принципах, ведь это тот самый механизм, который позволяет развивать осознанность в команде.

– Как ты считаешь, насколько подкованы в гастрономическом плане твои гости? Они готовы к экспериментам?

– Мы изначально создавали заведения для так называемых фуди. А московская публика вообще готова ко всему. Попробуй в Италии открой что-нибудь большее, чем ресторан современной итальянской кухни!

– Твои рестораны на каждый день?

– Я хочу, чтобы было именно так, для меня это главное.

– Ну бывают же еще рестораны для праздников и особых случаев.

– Ресторан-праздник – это хорошо, но только рынок у нас слабоват для подобных заведений. Поэтому я к такой концепции настороженно отношусь. Пусть лучше дым коромыслом, очередь стоит, но на каждый день.

– Кем ты себя считаешь – хипстером, модным парнем, знаменитостью?

– Всеми по чуть-чуть. Надо понимать, что значит слово «хипстер». Это люди, которые находятся на пике тенденции. Они жесточайшие нигилисты, поскольку отрицают все остальное – пошлое, унылое, скучное. Они большие снобы, так как чувствуют себя немножно другими. В некотором роде я себя таким и ощущаю. Хипстерство – на самом деле старая история. Оно было и в 40-е годы, и в 50-е, просто называлось по-другому. Звездой я себя тоже чувствую, потому что я многих знаю и меня многие знают, а это очень приятно. Что касется моды, то да, мне нравятся красивые вещи, красивые люди, красивая еда.

– И еще брутальность, судя по всему. Даже интерьер твоих ресторанов соответствующий.

– Я люблю нуар, потому что это красиво. Вот модный сериал «Игры престолов» – это нуар и фэнтези одновременно. И мой ресторан «Северяне» именно про это. Половина людей, которые в первый раз туда заходили, воспринимали его резко отрицательно, просто в штыки – что за могильная, полузагробная атмосфера! Зато у других сразу возникла просто фантастическая привязанность и любовь, они увидели в этом глубокий смысл и стали нашими постоянными гостями.

– Как ты думаешь, какие темы будут главными в ресторанах через год?

– Главным будет то, что мы называем неоклассикой. Классические вещи на новый манер. Классика всеми воспринимается одинаково. Почему в отелях доминирует классический интерьер? Потому что это страховка от риска. Классика в ресторане – это сбалансированное универсальное меню, которое воспринимается как что-то доступное, а в ресторане важна доступность. Добавьте к этому пару новых тенденций – вот вам и неоклассика.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
Подпишитесь на рассылку рецептов и советов
Ваши данные защищены reCAPTCHA
КОММЕНТАРИИ
Уже зарегистрированны на gastronom.ru? Войдите или оставтье комментарий как гость
Ваши данные защищены reCAPTCHA

Пока нет комментариев

Branding imageBranding imageBranding imageBranding image
Ещё больше рецептов и вкусных идей в наших соцсетях