«Если бы меня попросили назвать одну из самых заметных тенденций, которая объединяет тренды в моды, кулинарии и отдыхе, я бы назвала экологичность. Этот тренд мы сейчас наблюдаем даже в психологии, где все чаще обсуждаются темы экологичного подхода и экологичного общения.
В модной индустрии наблюдается бум ресайклинга (процесса производства сырья из вторичных отходов) и ресейла (перепродаж). Даже Balenciaga, чьи последние коллекции некоторые критики и без того называют не иначе как «стилем гаражной распродажи», затеяли свой секонд-проект ради спасения планеты. А чуть раньше этим же всех удивила Zara.
После пандемии, показавшей нам, как выглядит мир без активного вмешательства человека, в условиях энергетического кризиса, охватившего ряд стран, проблемы экологии обрели новое звучание на культурно-бытовом уровне.
Как и в чем выражается экологичность как мировой тренд?
На подиумах и в грядущих настроениях стрит-стайла (уличного, городского стиля) первые роли отданы романтичной естественности. В чём это выражается? Тело как коммуникативный интерфейс: много обнаженки, разрезов и вырезов, мини, бра, кружево и полупрозрачные материалы. Платья и юбки-плиссе превращают женщин в экзотические цветы или в райских птиц. Они носят платья без бретелей, с одной стороны, и поддерживают брутальную эстетику путешественников и первопроходцев, с другой. Кожаные платья, тотал деним, брюки карго (с большим количеством вместительных карманов), кейпы (свободное пальто-накидка без рукавов) и эстетика стиля гранж выглядят, как противопоставление силы, уверенности и хрупкости, нежности.
Цвета, предложенные лидерами прогнозирования трендов на 2023 год, тоже дают отсылку к природе. «Космическая пыль», «галактический кобальт», «оттенок листьев шалфея», «давленый абрикос» и «цифровая лаванда»… Несмотря на футуристичность названий и прогнозируемую популярность в сферах виртуального опыта и новейших потребительских технологий, они вызывают больше ассоциаций с временем суток и погодными явлениями, чем с палитрами вымышленных миров. Заявленный компанией Pantone цвет Viva Magenta («карминовый красный») и вовсе связывает сегодняшний день с первобытными корнями, символизируя надежду и излучая жизненную энергию.
Сферу отдыха экологическая повестка тоже затронула: ограничения, связанные сначала с пандемией, а теперь – с политической обстановкой, согласно проводимым опросам общественного мнения, сместили интересы потребителей с «все включено» в сторону желания «побыть вне зоны доступа сети». Почти 60% нынешних отдыхающих больше не выбирают привычный «тюлений отдых» в шезлонге. Они хотят отдых в кемпинге, глэмпинге (отдых на природе со всеми удобствами и полноценным отельным обслуживанием), эко или этно деревне или даже в палатке в условиях близких к экстремальным. Большой популярностью пользуются и будут пользоваться оздоровительные ретриты (времяпрепровождение, посвящённое духовной практике).
Как настроить под себя тренды 2023 года?
Очищение и оздоровление – тренд не только в модной индустрии, которая посвятила ему «оттенок листьев шалфея» и Viva Magenta, и в туристической отрасли, но и, конечно, в еде.
Тут правят бал ферментированные продукты, минимум термической обработки, семена и орехи, бобовые, зелень, грибы, блюда на открытом огне, простые блюда и локальные гастрономические традиции.
Экологически чистые или выращенные в улучшенных условиях ингредиенты – один из проявлений тенденции. Это касается не только овощей и злаков, но и молока с мясом.
Одно из модных и экономически значимых направлений наступающего года во всем мире – аутентичная еда: местная кухня из местных продуктов. В нем эко-тенденции соединяются с еще одним глобальным трендом – интересом к культурным корням. Этим объясняется повышенная популярность еще одного направления на стыке тенденций – гастрономических туров.
Конечно, всё перечисленное не отменяет интерес к высокотехнологичным тканям в одежде и к гастрономической экзотике на краю бассейна в многоэтажном густо заселенном отеле, но эти предпочтения составляют меньшинство по отношению к большинству.
Исходя из всего этого, идеальная встреча нового года с соблюдением основного тренда выглядит так:
- Уединение на природе в кругу близких, наряды из натуральных тканей природных цветов и домашняя, в том числе региональная и национальная еда.
- Не хотите в праздник блюда из своего региона – обратитесь к паназиатской кухне. Она тоже входит в список популярных гастрономических тенденций и тоже ориентирована на здоровье с большим содержанием специй и пряностей. Чуть не забыла: острые специи тоже в моде!
- Можно отправиться в один из регионов нашей страны с целью изучения местных обычаев или в одну из стран с открытыми границами для получения нового культурного опыта или знакомства с народными промыслами и гастрономией.
- Наконец, можно собрать гостей на вечеринку в восточном стиле и услаждать себя экзотическими продуктами и блюдами. Интерес к Востоку – глобальная тенденция во всех сферах уже не один год, существующая отдельно от других направлений долгоиграющей моды на этнику.
Но, отдыхая на природе, сильно не обнажайтесь – это тенденция больше на лето, а на весь остальной календарный период мода рекомендует здравый смысл и здоровые наряды, в которых есть теплые гольфы и вязанный трикотаж. И не переусердствуйте с дегустацией незнакомых или не очень привычных блюд, чтобы ненароком не испортить себе праздник».