Сегодня в 45 регионах России работает 1246 магазинов «ВкусВилл», не говоря уже о популярности онлайн-заказов – их количество в январе 2021 года достигло 85 000 в день! Теперь у сети появилась собственная лаборатория.
У сети «ВкусВилл» три больших распределительных центра: два в Москве («Вешки» на севере столицы и «Кавказ» на юге) и еще один в Петербурге. РЦ «Вешки» был построен в конце 2019 года, его площадь составляет 108 тысяч квадратных метров: здесь ничего не производится – поставщики привозят сюда готовую упакованную продукцию, каждая партия проверяется, затем товары распределяются по 731 магазину и грузятся в фуры и грузовики. Полный цикл приемки, проверки и отправки продуктов занимает не более суток. И если в начале 2020 года здесь отгружали 6 млн коробок товаров в месяц, то в декабре – уже 12,5 млн!
Следит за пищевой безопасностью и санитарией во всех розничных магазинах «ВкусВилл», а также за сервисами в точках продаж (около 100 кафе, рыбных и мясных витринах), собственная служба сети. Раньше все исследования продуктов проводились исключительно во внешних лабораториях – ВНИИМП, ВНИМИ, ВНИИТеК, МФТИ, РУДН и т.д. В месяц проходило около 1000 исследований в 20 лабораториях.
Наталья Гончарова, руководитель направления аудитов и исследований сети, признается, что из-за того, что продукция «ВкусВилл» производится без использования консервантов, существует риск развития микробиологических процессов. Поэтому сеть давно нуждалась в собственной лаборатории, в полнофункциональной, современной, а не работающей с экспресс-методами.
В январе 2017 года «ВкусВилл» открыл физико-химическую лабораторию в РЦ «Кавказ» и начал там же строить микробиологическую лабораторию. Но лицензию получить не удалось из-за особенностей помещения – там не было окна, а это очень важно для такой лаборатории. В итоге первую собственную микробиологическую лабораторию с учетом всех требований удалось создать в новом распределительном центре «Вешки», и в декабре 2020 года она получила государственную лицензию.
Внутри лаборатории есть два отделения – физико-химическое, где проводятся новые исследования на КБЖУ (количество калорий, белков, жиров и углеводов), и микробиологическое с исследованиями на санитарную микробиологию, дрожжи, плесени и патогены. В микробиологической лаборатории есть три сотрудника, которые сами готовят среды, также используют петрифильмы. Результаты получаются практически в два раза быстрее.
Скорость результата, пожалуй, один из главных плюсов своей собственной лаборатории. Если внешние лаборатории дают его обычно через 10-14 дней, то в собственной лицензированной лаборатории экспертизу получают сразу же. И для «ВкусВилл» это принципиально важно, компания несёт ответственность перед покупателями за качество каждого продукта – в месяц обрабатывается до 250 тысяч жалоб покупателей.
Аудиты и исследования поставщиков и продуктов проводятся регулярно, по графику. Так как сеть предлагает покупателям товары под собственной торговой маркой, в случае претензий к производителям компания всю ответственность берёт на себя и это уже личная претензия. Существующая система работы с обращениями покупателей позволяет обрабатывать их оперативно, и если претензия подтверждается – партию продукта снимают с полок всех магазинов сети.
В день в собственных лабораториях проводится около 20 испытаний на нитриты и около 20 – физико-химических, а также около 30 микробиологических, плюс проверка на органолептику. Итого в месяц проводится порядка 2000 исследований.
Наталья Гончарова, руководитель направления аудитов и исследований сети: “Нам важно не только проверить, но и улучшить работу и продукт поставщика. Политика компании – поддержка отечественных производителей. И если они не готовы расти и улучшаться вместе с нами, к сожалению, наше сотрудничество прекращается. Важно отметить, что все аудиты проводятся за наш счет и нет никаких штрафов. Но проверки, аудиты, исследования – обязательны”.
Открытие собственных лабораторий позволило компании проводить все аудиты поставщиков самостоятельно и не сотрудничать с аутсорсинговыми компаниями.