7 мифов о чае пуэр. Правда и вымысел

10 сентября 2020 г.

Сейчас модно пить чай и разбираться в нём. Мы поговорили с Сергеем Мстиславским, основателем компании «Китчай», китаеведом и экспертом по чаю о пуэре – возможно, самом брутальном из всех китайских чаёв.

Миф 1. «Пуэр» – это придуманное маркетологами название чая.

Нет. Пуэр – это первоначально название небольшого городка в юго-западной части китайской провинции Юньнань, которая расположена в предгорьях Тибета. Её ещё называют «Страна южнее облаков». В современной истории эта территория – китайский «медвежий угол», весьма труднодоступная, где в далёких горных деревушках ещё сохраняется древний уклад жизни времён матриархата.

Чай там выращивали как минимум 2000 лет назад – обнаружены древние чайные деревья, высаженные человеком, которым примерно 1700-2500 лет. Удивительно, но факт! Вообще в дикой природе чайные деревья – долгожители, максимальный возраст в естественной среде может доходить до 4000 лет!

Из-за сложной логистики местный чай редко попадал в другие провинции Китая. Первый задокументированный «чайный бум» случился в конце XVIII века, в связи с учреждением в упомянутом городке Пуэр заготовительной конторы. Она за государственные деньги скупала чай у местного населения, а затем отправляла часть в столицу. На мешках с этим чаем был штамп «Пуэр», поэтому название «прилипло» ко всему местному чаю. Раньше это был сбор листьев с деревьев в лесу и самая примитивная обработка – как правило, сушка на солнце.

Одни из старейших в мире чайных деревьев, растущих в провинции Юньнань

Миф 2. Для приготовления пуэра листья собирают с кустов, а вся уникальность этого чая – в приготовлении.

Юньнаньские сорта чая – крупнолистовые, а до конца ХХ века в моде были мелколистовые плантационные сорта. Они задавали тон и были достаточно дороги. Местные же ценились очень невысоко. Ведь это был грубый чай, который называли «чёрным» не за цвет, а за качество.

Всё изменилось в конце 1990-х, когда во всём мире пришла мода на «органик» – на продукты, выращенные с минимальным участием человека. И тут чай из провинции Юньнань оказался очень кстати. Потому что здесь до сих пор собирают чай с деревьев, а не с кустов! Есть чайные деревья, которые растут в лесу и есть чайный лес, где кроме чайных деревьев ещё много другой растительности. В общем, сплошной «органик».

Конечно, в Юньнани есть и чайные плантации, но, поскольку китайская камелия (она же – чайное дерево) является одним из местных эндемиков (флора и фауна, представители которых обитают в небольшой географической области), любой сорт чая в этом климате и на этих почвах растёт отлично. В этом – основное достоинство пуэра с точки зрения современной потребительской культуры.

«Если долго пить чай, могут вырасти крылья». Лу Юй, китайский поэт и писатель времён империи Тан

Миф третий. Весь пуэр примерно одинаковый и всё зависит только от его «выдержки».

В самом начале современного «пуэрного бума», а случился он в 90-х годах прошлого века, наметились 3 критерия, согласно которым оценивают ценность местной продукции.

Да, первый – это «выдержка». Тайваньский профессор Дэн Шихай в своих книгах о пуэре, утверждал, что именно этот чай со временем становится всё более насыщенным по вкусу, подобно хорошему вину. Было опубликовано несколько каталогов продукции юньнаньских чайных фабрик за 120 лет, и эти каталоги фактически стали путеводителями для чайных аукционов. На них цена на старый чай (до того считавшийся некондицией) очень быстро взлетела до небес. Наиболее популярными аукционными лотами до сих пор являются прессованные чайные «блины» 1950-80х годов, изготовленные на государственной фабрике в уезде Мэнхай.

Второй критерий – терруар (почвенно-климатические факторы, определяющие сортовые характеристики сельскохозяйственной продукции, в данном случае – чая). В конце 90-х годов тайваньские инвесторы создали закупочную станцию в деревне Лаобаньчжан, недалеко от лаосской границы. В лесу вокруг деревни есть множество древних чайных деревьев. Чай с этих деревьев опечатывали и продвигали только через аукционы, поэтому его стоимость быстро стала практически недоступной для рядового потребителя. Такая тенденция и сейчас активно развивается и открываются новые и новые ранее малоизвестные «чайные уголки» провинции, благо её территория очень большая. Например, жители деревни Биндао могут похвастаться сотней 500-летних деревьев, высаженных по личному указанию тогдашнего губернатора.

Третий критерий – производитель. В 1940-х годах в провинции были открыты три крупных производства с самыми передовыми на то время технологиями. Кстати, после 1949 г сюда поставлялось оборудование из СССР, а советские технологи и чаеводы активно готовили местные кадры. Об этом местные производители до сих пор вспоминают с благодарностью. Фактически, основатели и руководители всех ведущих местных производств так или иначе прошли «советскую» школу. В Китае наиболее авторитетных чаеводов из Юньнани знают поимённо и охотно берут их продукцию.

«Пейте чай медленно и с уважением, как будто он – ось, вокруг которой вращается Земля: медленно, ровно, не торопясь в будущее». Нгуен Суан Бао, дзэн-буддийский монах

Миф четвёртый. Пуэр для лучшего качества закапывают в землю.

Нет. Пуэр никто никуда не закапывает. Традиционно пуэр сушили на солнце. На его качество всегда сильно влиял сезон: лучшая сушка – это март – май.

С 1970-х годов технология обработки совершенствовалась, приближаясь к традиционному для Китая зелёному чаю. Листья стали подвергать фиксации (тепловой обработке), сушить в сушилках. Кроме того, стали активно применять методику «искусственного состаривания», когда уже готовый чай складывают в бурты (бочки), заливают водой и затем периодически ворошат, чтобы не перепревал. За 2-3 недели чай ферментируется и приобретает характерный тёмно-красный цвет настоя и землистый привкус. Видимо этот привкус и послужил основой для легенды о закапывании чая в землю!

Такой пуэр получил дополнительное наименование «шу», то есть «зрелый», а более традиционный «зелёный» стали называть «шэн», то есть «свежий». Кстати, технология «шу» была известна и в СССР, её называли «лаоча» (старый чай), и по ней в абхазской Чакве делали «чайные брикеты» для республик Средней Азии, правда ферментацию не доводили до стадии «почернения», только до «пожелтения».

При такой технологии на вкус чая влияет не только место сбора и сорт листьев, но и источник воды, и местность, где проводится «искусственное состаривание». В Китае эталонным считается вкус уезда Мэнхай, где на государственном заводе впервые изготовили пуэр в 1974 году.

«Весёлым гостям надо дать вина. Грустным гостям – обычный чай. Задушевным друзьям – заварить лучший чай и насладиться беседой». Сюй Цзе Шу, китайский философ

Миф пятый. Пуэр часто подделывают.

Этот миф на 50% является ложью и на 50% – правдой.

Сейчас мелколистовой чай (сырец) никто не выдаёт за чай из провинции Юньнань. Производство чайного листа там в начале 2010 г многократно увеличилось, и провинция готова обеспечить любителей пуэра во всём мире листом любой стоимости и качества. Но в начале ХХI века такие подделки были не редкостью.

Сейчас рядовой пуэр недобросовестные продавцы пытаются выдать за каталожный. Таких вариантов очень-очень много, потому что велик спрос на каталожный «выдержанный» чай. Трудно отличать такую подделку непосвящённому. Для этого нужно внимательно изучать соответствующую литературу, регулярно держать в руках реальные каталожные экземпляры, общаться со знатоками и коллекционерами. Но литература на эту тему в основном только на китайском, и коллекционеров, готовых за один блин чая 1960-х годов выложить 20-30 млн. руб., за пределами Китая не найдёшь.

Иногда недобросовестные производители пуэра могут писать, что чай произведён в одном регионе, а он из другого, менее популярного. Также подделывают продукцию популярных фабрик или делают похожую упаковку. Но прогресс не стоит на месте, известные производители научились придумывать разные степени защиты, например, использовать на упаковках специальные QR-коды.

«Чай может заменить вино. А вино не заменит чай. Стихи могут заменить прозу. А проза не заменит стихи». Чжан Чао, китайский интеллектуал

Миф шестой. Чем дороже упаковка пуэра, тем лучше.

Прессовка пуэра – его своеобразная «визитная карточка». Таким он был на протяжении как минимум 300 лет, связано это главным образом со сложной логистикой и удобством хранения.

Традиционные формы прессовки – «бревно», «голова», «тыква», «кирпич» – были весьма внушительных размеров и веса: от 5 до 50 кг/штука. В ХХ веке необходимость в такой прессовке отпала, поэтому получили распространение более мелкие формы, которые уже измельчились до нескольких грамм. Наиболее распространённые – от 100 до 500 г.

Сейчас прессовка – форма упаковки, позволяющая избежать необходимости засыпать чай в банку или коробку. Так же, прессовка напоминает о совсем древних временах, когда в VIII веке в Китае мода на чай только начала появляться, и весь товарный чай был прессованным, правда технология прессовки отличалась от современной.

«Аромат чая и вкус чая распространяются широко, широко, укрепляют отношения между людьми». Цзинь Чжан Цзайв, древнекитайский поэт

Миф седьмой. Самому дома заварить пуэр очень сложно.

Лист пуэра – плотный и не боится кипятка, поэтому заваривать его можно как душе угодно: в чайничке или гайвани (чашка с крышкой для быстрого заваривания). Можно даже варить, только не стоит «чефирить» и вываривать – вкус от этого не выиграет, а для здоровья не очень хорошо.

Если заваривать пуэр по-взрослому, то для приготовления пуэра идеально подходят придуманные в конце XIX века приборы для быстрого приготовления кофе – чайные сифоны (габеты). На сегодняшний день распространены две конструкции чайных сифонов: вертикальная и горизонтальная. Принцип действия у них схож: нагретая при помощи газовой горелки вода из одной ёмкости поступает в другую под воздействием законов физики, а там её уже ждёт листья пуэра. Как только перестаём нагревать первую ёмкость, уже готовый настой «возвращается» в неё из второй ёмкости. Сам процесс выглядит впечатляюще. Вкус напитка получается мягкий и глубокий. Если чай достаточно хорош, «прогнать» его можно 2-3 раща. Кстати, в сифонах можно заваривать, например, и красный улун. В среднем на заваривание чая в сифоне уходит до 10 мин., а установленный фильтр избавит напиток от случайных чаинок.

Готовый пуэр отлично подходит в качестве аперитива – и шэн, и шу. В качестве дижестива шэн предпочтительнее. Шу отлично сочетается с сырами, шэн со сладостями: например, с сухофруктами.

И напоследок хочу разоблачить главный миф: запивать чаем горячие блюда не очень хорошая идея, так как вкус еды всегда перебивает вкус чая.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Все самое интересное о еде на Gastronom.ru Еще больше статей на Gastronom.ru