Большинство дошкольников готовы бороться со всем миром за свою независимость. Конечно, это проявляется и за обеденным столом. Вы не должны этому препятствовать. Поощряйте малыша, направляя его самостоятельность в правильное русло. Ставьте ему задачи по его силам и возрасту.
Ребёнок хочет пить? Пусть на столе стоит кувшин с питьевой водой, которым он может пользоваться. Ребёнок хочет съесть хлеб? Подберите нож, способный отрезать кусочек от целого батона или булки, но безопасный для него.
Ребёнку 4 лет можно доверить:
1. Держать самостоятельно чашку или кружку
2. Налить в чашку или кружку воду, сок, компот или молоко
3. Налить в кувшин из большой бутылки воду или перелить в молочник молоко из упаковки
4. Помощь в совместном приготовлении еды: раскатывание небольших кусочков теста, вырезание формочками печенья, смешивание фарша и прочее.
И, четырёхлетка должен уже уметь самостоятельно пользоваться вилкой и салфеткой. Всячески хвалите его за аккуратность и опрятность.
Ребёнок 5 лет способен:
1. Уверенно пользоваться столовым ножом и вилкой
2. Пить из любой чашки, не проливая воду
3. Поддержать общую беседу за столом, конечно, если она не будет касаться политики, финансов и болезней.
4. Помочь с сервировкой стола.
5. Помощь в совместном приготовлении еды: лепка пельменей или вареников и другое
Обязательно приглашайте пятилетку принять участие в семейном праздничном застолье. Он оценит это доверие.
Дошкольнику 6 лет можно разрешить:
1. Пользоваться не только столовым, но и кухонным ножом при обязательном контроле взрослых.
2. Собирать посуду со стола и мыть её.
3. Оказывать помощь в приготовлении десертов, салатов и холодных закусок.
Разумеется, в каждом случае нужен индивидуальный подход, но разрешайте ребёнку делать то, что ему нравится и не вредит его здоровью. Не ругайте его, а объясните или переведите возникшую проблему в сферу игры. Подавайте пример и работайте сообща!