Пельмени на Урале делают в основном из мяса. Менее популярные, но не менее вкусные – из грибов или редьки. Последние ласково называют «редешные» пельмени, раньше их во время Поста готовили, а вот сладких пельменей на Урале никогда не делали.
Как только первый морозец сковывал землю, в домах садились за лепку пельменей. Поздняя осень – время, когда забивали скот, появлялось свежее мясо, а из него получались лучшие пельмени. Хранились они долго – хоть всю зиму, а потому лепили их сразу много, про запас. Это был настоящий ритуал, без которого ни одна семья не обходилась.
Ну как можно лепить пельмени в одиночку? Только сообща, всем семейством. Здесь и соревнование (у кого кружочки ровнее получатся, а пельмени красивее), и разговоры, и шутки, и песни.
В нашей семье самые красивые пельмени лепил папа. У него получались аккуратные тоненькие кружочки идеальной формы, и делал он это очень быстро. Мы за ним никак не поспевали. Чаще всего он один раскатывал тесто, а все остальные формовали пельмешки. И это тоже была работа ответственная – нужно было так хорошо скрепить пельмень, чтобы при варке он не развалился, да и фарш укладывался особым образом, чтобы место небольшое оставалось, а иначе пельмень разорвется. За этим занятием мы чувствовали себя единым механизмом, в котором каждый значим и необходим.
Целые пельменные колонны выкладывали на досочки, слегка припыленные мукой, и затем выносили их на мороз. Замороженные пельмени складывали в холщовые мешки, в которых они могли храниться сколько угодно. И в доме всегда была «дежурная» еда.
Пельмени и за праздничным столом – первое блюдо. К праздникам можно было и с сюрпризом пельмень приготовить: вместо мясной начинки положить туда один перец, например, или сделать его просто из одного теста. Вот смеху-то было, когда кому-то такой «сюрприз» попадался.
Сегодня я решила оживить детские воспоминания. Накрутила фарш в мясорубке. Хотя когда-то бабушка моя рубила мясо в деревянном корыте острым ножом-сечкой с длинной ручкой посередине. Никак не могу найти ничего подобного, чтобы хотя бы отдаленно напоминало бабушкину сечку, очень хочется настоящих пельменей из рубленого мяса сделать. Но, увы, мясо кручу в мясорубке.
Для фарша я взяла говядину (300 г) и свиную шею (300 г), лук репчатый, немного воды, чтобы фарш был не густым, но и не слишком жидким. Готовый фарш должен чуть-чуть отлежаться в холодильнике или просто в прохладном месте.
Тесто для пельменей несложное: вода, мука, соль, яйцо. Воду лучше брать ледяную, если нет родниковой. На ледяной воде тесто лучше склеивается. Сегодня оно особенно эластичное и податливое получилось.
Варятся пельмени с мясом в обычной воде, слегка подсоленной, с добавлением перца горошком и лаврового листа. После того, как они всплывут, нужно поварить еще 3-5 минут.
Кто-то любит пельмени со сметаной, кто-то - с уксусом. А я готовлю особый папин острый соус из уксуса, капельки горчицы и перца – термоядерная смесь, для настоящих мужчин. Ставлю на стол и сметану, и уксус, и папин острый соус. Вот и все. Можно подавать пельмени. Семья будет довольна.
В коми-пермяцком языке «пель» – это ухо, а «нянь» – хлеб. Коми-пермяцкая легенда так рассказывает о происхождении пельменей. Жил смелый охотник Багур. Однажды, гоняясь за дичью, заблудился в лесу и забрел в самую глушь. Плутал он, плутал и вышел, наконец, к избушке. Перед избушкой той сидела древняя старуха, которая поведала Багуру, что живет здесь прекрасная волшебница, но наложили на нее проклятие злые духи, и чтобы избавить ее от злых чар, нужно достать цветок с самого высокого дерева. Но охотник, долго бродивший по лесу, остался без сил, и не мог помочь прекрасной волшебнице. Тогда старуха приказала ему развести огонь и достала «хлебные уши», сварила их и накормила Багура. Вернулись к нему силы, влез он на самое высокое дерево, достал цветок и освободил волшебницу. А в награду получил рецепт.
Елена Аквилон:
«Главное для меня – движение. Во всем виноват дед цыган. Его кровь бурлит и не дает мне сидеть на одном месте. Люблю путешествовать в одиночку. Бродить по улицам незнакомого города, ощущая свободу, впитывая ароматы, звуки, краски, исследуя переулки и дворы… Грешна, поесть люблю не меньше. Понимаю, что чревоугодие – большой грех, но ничего не могу с собой поделать. Каждое мое путешествие – череда вкусовых впечатлений. Еда может рассказать о стране, ее жителях и ее обычаях гораздо больше, чем любой путеводитель. Места, куда люди заглядывают после работы, чтобы выпить бокал вина или кружку пива, поболтать о жизни, позволяют узнать о стране порой больше, чем музеи».
Рецепты Елены Аквилон:
Хинкали
Елена Аквилон после путешествия в Грузию научилась делать такие хинкали, о которых не в Грузии можно только мечтать.
См. далее...
Вареники с вишней
Настоящие вареники должны быть пышными, жирными, как у гоголевской Солохи. И готовить такие вареники нужно на пару, а тесто для них непременно замешивать на... См. далее...