Традиции Рождества складывались столетиями. При этом русские обычаи очень близки к европейским. Знаменитый этнограф Дмитрий Зеленин писал, что «в рождественских обрядах восточных славян легко прослеживаются пережитки трех эпох» – во-первых, христианских обрядов, во-вторых, заимствованных с Запада обрядов языческого календаря и сатурналий, в-третьих, местных языческих обрядов.
Зеленин же отмечал, что ритуальные блюда рождественских праздников ведут начало от тризн и связаны с культом поминовения предков, и потому это: блины, кутья и овсяной кисель. Кутья приготовлялась из вареной пшеницы или ячменя с медом и маком, была угощением Сочельника – вечера накануне Рождества (на Украине такой ужин назывался кутейником).
Несомненно, набор продуктов для застолья зависит от природной среды, в которой существует каждый народ. Система питания русских была построена на употреблении зерновых культур (отсюда хлеб и пироги из кислого и пресного теста, каши, а также пиво и квас), мясо же считалось ценным продуктом – и без мясных деликатесов (в вареном, жареном, копченом виде) не обходился праздничный стол.
Время мясоеда
В канун Рождества (Сочельник) христиане ничего не ели до появления первой звезды, - в память о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к новорожденному Христу. Шмелев писал: «В Сочельник обеда не полагается, а только чаек с сайкой и маковой подковкой».
Вернувшись из церкви, садились за стол в семейном кругу. В начале трапезы ели сладкую кутью с медом и растертым маком, причем последнюю полную ложку оставляли в посуде «для душ предков». Потом переходили к основной обрядовой еде, которой у русских на Рождество были жареный поросенок и жареный гусь. В некоторых губерниях делали пироги, которые на следующий день после Рождества несли в церковь, освящали и дарили друг другу.
Обычай дарения пирогами очень древний. Ведь известно, что подарочные сдобные караваи из лучшей крупитчатой муки – они назывались перепечи – в XVII веке жены знатных бояр дарили царице в знак верноподданнических чувств. Только на Рождество 1663 года царице Марии Ильиничне с царевнами было преподнесено 426 перепечей.
Рождественское застолье имело также название «мясоед» – в пищу шло мясо во всех видах и обязательно потроха. Наиболее подробный перечень рождественских кушаний содержится в дополнении к «Домострою» (своду житейских правил и советов, составленному в XV или XVI веках). Там было написано так: «В великий мясоед Святого Рождества Христова в стол яству подают: лебеди, потрох лебяжий, гуси верченые, тетерева, куропти, ряби, поросята, баранина печеная, потрох поросячий, голова свежая под чесноком, ухи курячьи, солонина с чесноком, губа лосья, осердие (лёгкое) лосие в розсоле, мозг лосий, зайцы сковородные, гуси, минты кривые, тукмачи, лапши, кулдуны и шти».
Некоторые архаизмы требуют разъяснения. Так, мы видим, что в разряд блюд из птицы входили куропатки и рябчики, в разряд мясных блюд – блюда из оленины и лосины. Среди мучных блюд: тукмачи – род лапши из мучного теста с горохом, а также колдуны – вареники с мясом или то, что ныне называют пельменями. Обозначены и способы приготовления. Гуси жарились на вертеле, а зайцы в сковородах.
Не только сытная мясная пища была в обиходе наших предков. На русском Севере на Рождество пекли из теста так называемые «козульки» – фигурки птиц и животных, символизирующие будущий приплод скота. Такое печенье вешали на ворота скотного двора.
Гадание на свиных хвостах
После рождества наступали Святки - 12 дней от Рождества Христова (25 декабря или 7 января по новому стилю) до Богоявления (5 января или 19 января по новому стилю). Святки на Руси праздновались еще в Средние века. В XVII-XVIII веках отношение к ворожбе и гаданию, принятым на Святках, было неодобрительным, но позже, в XIX веке, стало более терпимым. Один из писателей XIX века сообщал: «В городах и селах святочные ночи посвящены были разъездам и пирушкам для поддержания родства, приискания невест и суженых».
Среди множества способов ворожбы было и гадание на еде. Например, жители южной России разрезали хвост жареного поросенка на тонкие ломтики. Ломтики раздавались гостям, и те надевали их на палочки и садились в круг. Потом в избу запускали с улицы собаку. Считалось, что человек, чей ломтик собака схватит первым, в наступающем году женится или выйдет замуж.