Сказать, что в России не знакомы с израильским вином, нельзя. В прошлом году на Земле Обетованной побывало полмиллиона наших туристов, и, разумеется, факт своего визита многие из них отметили хотя бы бокалом местного вина. Ну и купили бутылочку-другую в качестве сувенира. Не забудем и то, что в государстве Израиль «на четверть бывший наш народ», а значит, возвращаясь иногда к родным осинам, «новые израильтяне» везут друзьям в том числе и алкоголь.
И еще один, самый логичный для нас путь – заглянуть в супермаркеты и рестораны. Но вот только обнаружить израильские вина можно далеко не везде. Есть даже версия, будто для сбыта у нас они «безнадежны», а российские торговые компании, поставляющие на наш рынок вино от Golan Height Winery и Carmel Wine Growers, делают это не столько из экономических, сколько из патриотических соображений их владельцев-евреев. Но как минимум три винных бренда – Yarden, Gamla и линейка Carmel – появляются.
Подразумеваются под «безнадежностью» довольно высокие цены и небольшие объемы производства. Массовый потребитель об израильских винах знает очень мало. И все эти вина по старинке воспринимаются как кошерные, то есть представляющие интерес лишь для приверженцев иудаизма (при этом многие ошибочно полагают, что кошерность «как-то не так» влияет на вкус, цвет и аромат). И в то же время израильское вино стремительно набирает популярность в США и Европе, попадает в престижные рейтинги и справочники, винные карты лучших ресторанов мира и погреба коллекционеров. В 2010 году на международном конкурсе Decanter World Wine Awards красный сухой шираз урожая 2006 года от винодельни Carmel назвали «самым большим сюрпризом» – оно победило в категории дорогих вин.
Казалось бы, у израильского вина существует прекрасная реклама – библейские тексты, согласно которым виноделие для Святой земли – занятие древнейшее, а само слово «вино» по частоте употребления уступает в Ветхом завете лишь слову «Бог». Только необходимо уточнить: чаще всего качество того кустарного вина было ниже всякой критики. Затем, спустя много лет, промышленным способом стали производить красное сладкое десертное вино, которое предназначалось для традиционных религиозных церемоний.
Первую официальную винодельню – «Эфрат» – зарегистрировали в Иерусалиме в 1848 году. А спустя три десятилетия мощную поддержку этой сфере оказал барон Ротшильд, приславший из Бордо саженцы лоз и специалистов, а главное – средства для покупки земли, на которой образовалась винодельня «Кармель Мизрахи». Но все равно большими знатоками и потребителями хороших вин жители Израиля долгое время не были. И лишь последние 30 лет (после того как израильтяне стали осваивать Голанские высоты с их вулканическими почвами и прохладным климатом) здесь стало развиваться производство сухих белых (совиньон блан и рислинг) и красных вин (каберне совиньон и мерло). И даже игристых.
Так что израильское виноделие – это молодой, амбициозный и очень перспективный бизнес, который переживает бум. Число хозяйств исчисляется уже десятками. С крупными производителями конкурируют винодельни-бутики. Можно смело говорить о собственном характере израильского вина: его узнаешь по преобладанию ванильных, мятных и фруктовых тонов, по хорошему балансу. На пользу виноделию пошло и общее повышение уровня жизни израильтян, и смена их вкусов – пить хорошие сухие вина стало модным. Здесь даже появился новый вид паломников – тех, кто путешествует по Израилю с бокалом.
Правила кошерности
Чтобы вино получило сертификат кошерности, производитель должен следовать пяти правилам: гроздья винограда могут использоваться только на четвертый год после посадки – до этого три года подряд ягодам не дают созревать; на седьмой год виноград не собирают; работать на винограднике могут только правоверные, соблюдающие Субботу, евреи; нельзя использовать материалы животного происхождения и нестерильное оборудование; ежегодно 1% вина в качестве жертвоприношения выливается на землю в присутствии раввина. Плюс к этому вино кипятят.