Феномен популярности био-продуктов прост – теперь, когда "здоровый образ жизни" уже не роскошь, а почти средство выживания, люди уделяют всё больше внимания своему питанию. Они хотят быть уверенными, что еда не принесет вреда. Более того, они готовы платить за эту уверенность деньги.
Главное отличие продуктов organic от продуктов традиционных – это контроль отсутствия химического воздействия на всех этапах производства: от зёрнышка до прилавка. Значок на этикетке призван свидетельствовать, что продукт был сертифицирован независимой сертификационной компанией и произведен в соответствии с экостандартами, принятыми в данном государстве. Причем тестированию подвергается не конечный продукт, как это обычно бывает при традиционной сертификации, а каждый этап производства – начиная от почвы и заканчивая упаковкой.
На сегодняшний день в мире существует более 250 стандартов экологического сельского хозяйства и природопользования. Наиболее известны следующие: американские National Organic Programm, японские JASS, швейцарские Bioswiss, экологические регламенты Израиля, Австралии, Аргентины и стандарты Европейского союза. Между ними существуют лишь незначительные расхождения. В России подобных стандартов пока, к сожалению, нет.
Отдельный разговор – биовина. Собственно, вино является продуктом, процесс производства которого претерпел наименьшие изменения с ходом времени, но и здесь тем не менее существуют наиболее "биологичные" варианты. Биовина изготавливаются из винограда, выращенного в полном соответствии со стандартами экологического земледелия, кроме того, они практически не подвергаются химической обработке в процессе винификации.Занятно, что многие известные виноделы при создании своих вин полностью следуют правилам биопроизводства, но отказываются от использования приставки bio в и без того "говорящих" названиях. Однако не стоит думать, что значки organic или bio на винах – это просто хорошо продуманные маркетинговые ходы. Слишком больших усилий стоит приобретение данных сертификатов: многократные проверки почвы, ручная сборка винограда, сложнейшая система охраны лозы от насекомых-вредителей – эти и другие подобные им проблемы значительно усложняют жизнь виноделов. Биоалкоголь, конечно, не ограничивается только винами – европейские производители предлагают на рынок не один сорт биопива, а американцы выпускают и водку organic, чья фильтрация происходит через застывшую вулканическую лаву.
Говоря о высокой цене на экопродукцию, не стоит забывать о том, что процесс производства в этом случае в значительной степени более дорогостоящий и трудоемкий: борьба с сорняками без химии, особенные корма для животных. К тому же ввиду отсутствия консервантов в таких продуктах срок их хранения достаточно короток – именно поэтому они и производятся в ограниченных объемах, что тоже, конечно, сказывается на цене.
Себестоимость производства экологически чистой продукции в сельском хозяйстве в 3 раза превышает себестоимость традиционного производства. Это объясняется тем, что отказ от использования химических препаратов и средств защиты растений компенсируется физическими средствами, т.е., в частности, ручной прополкой. То же самое происходит и в процессе уборки и вспашки – конечно, это отражается на себестоимости конечного продукта. Парадокс российского экопроизводства состоит в том, что оно значительно дешевле западного. Доля ручного труда в экопроизводстве на 50% выше, чем в традиционном, но в России, где труд крестьян низкооплачиваем, внесение химических удобрений, принятых в традиционном хозяйстве, часто обходится дороже использования ручного труда.
Эксперты считают, что если бы цена на обычные продукты учитывала все косвенные расходы, связанные с их производством (очистка загрязненной воды, восстановление страдающей от эрозии почвы, медицинские расходы производителей), то обычные продукты были бы дороже продуктов organic, а не наоборот! Кстати сказать, по оценкам тех же международных экспертов, Россия, где ввиду крайней бедности колхозов поля годами удобрялись, обладает огромным потенциалом к экологически чистому производству.