Вся правда о штрихкоде: кто придумал штриховой код и какая информация в нем зашифрована

Яна Фоменко
03 апреля 2024 г.

Штрихкоды есть повсюду: на наших кухонных шкафах, каждом купленном продукте и даже на тумбочке в ванной. Они стали настолько распространенными, что часто остаются незамеченными. В день рождения штрихкода, 3 апреля, уместно напомнить о важности изобретения.

Штрихкод придумали более 70 лет назад, в 1952 году. За это время он стал незаменимым инструментом для всех предприятий, особенно пищевой промышленности. Концепцию штрихкода разработал Бернард Сильвер и Норман Джозеф Вудленд, которые взяли за основу азбуку Морзе. Инженер-механик Сильвер случайно услышал, как владелец сети продуктовых магазинов искал возможность разработать систему для автоматизации процесса оформления заказа. Так родилась идея, а позже разработали коммерческий сканер для считывания символов штрихкода.

«Сегодня данная технология позволяет не только повысить эффективность управления запасами и продажами, но и отслеживать товары по мере их продвижения по цепочке поставок. На складе штрихкод может кодировать наименование, размер, цвет и другие атрибуты товара, а также его местоположение. Поэтому компании имеют подробное представление о текущих запасах и могут быстро выполнять заказы или провести инвентаризацию», – рассказали в пресс-службе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу.

В пресс-службе ведомства пояснили, что существует много типов штрихкодов, но все они делятся на классические линейные и более современные матричные, такие как QR-коды. Каждому виду товара присваивается уникальный номер, состоящий из 13 или 8 цифр.

«Штрихкод содержит различные сведения, среди которых информация о стране-изготовителе продукта, предприятие, на котором его произвели. Кроме того, с помощью закодированной информации кассир и покупатель могут определить подлинность товара, проведя несложные расчеты. Это помогает потребителям сделать более осознанный выбор при покупке», – отмечают эксперты Роспотребнадзора.

В ведомстве уточняют, что в линейном формате страна-изготовитель продукта обозначается первыми тремя цифрами штрихкода. На код предприятия указывают следующие за кодом страны четыре цифры. Они соответствуют регистрационному номеру производителя товара. Оставшиеся пять цифр идентифицируют сам продукт, их присваивает изготовитель. Последняя, так называемая контрольная цифра, подтверждает точность данных, привязанных к этому штрихкоду, и указывает на возможные ошибки.

Разработанная система позволяет сегодня простым обывателя с легкостью оплачивать продукты и другие товары, узнавать информацию о них , а производителю контролировать огромные производственные потоки.

Недавно «Гастрономъ» писал о том, что на бутылках вина из Европы появятся QR-коды с данными об их составе.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Все самое интересное о еде на Gastronom.ru