О чем расскажем в статье:
Новый подход к еде
Во второй половине XIX века Америка начала менять свои пищевые привычки и представления о еде. У людей появилось желание пробовать новые способы приготовления блюд и необычные продукты. Например, экзотический банан впервые представили широкой публике на Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии.
Именно в этот момент пришло лучшее время для искателя приключений и ботаника Дэвида Фэйрчайлда, родившегося в городе Ист-Лансинг, находящегося в штате Мичиган. Начиная с 1890-х годов, Фэйрчайлд работал в Министерстве сельского хозяйства США, путешествуя по всему миру. Он отправил в страну семена или черенки более 200 000 видов фруктов, овощей и злаков. Кроме того, его отдел, Управление по интродукции иностранных семян и растений, исследовал и распространял новые культуры по штатам среди фермеров.
Фэйрчайлд вырос в культуре, где ели много кукурузы и картошки, не отказывались от яблок и помидоров. Но привычные сегодня для каждого американца манго, груши, фисташки, соевые бобы, нектарины и ананасы привез в страну именно этот увлеченный человек.
Первые гастрономические путешествия
Первая экспедиция Фэйрчайлда была в итальянский Неапол. Он поехал туда на средства гранта Смитсоновского научно-исследовательского института. В этом путешествии ботаник встретил очень богатого страховщика по имени Барбур Латроп. Это было на корабле, плывущем из Вашингтона в Италию. Латроп на пять лет стал партнером Фейрчайлда в поисках приключений и постоянным спонсором.
До появления самолетов все путешествия проходили на пароходах. Это не были роскошные корабли, да и сами переходы занимали месяцы. Можно было заболеть или просто погибнуть. Так, Фэирчайлд торговался с опасными островными племенами в Южной Азии и южной части Тихого океана, которые либо никогда раньше не видели белых людей, либо были настолько недоверчивы, что пускали стрелы в направлении лодок.
В конце концов, этот проект стало спонсировать и поглотило правительство Соединенных Штатов. Таким образом, Фэйрчайлд превратился из независимого агента в государственного служащего и стал настоящим «пищевым шпионом». Теперь он должен был на постоянной основе искать экзотические культуры и отправлять их в Америку. Иногда это удавалось сделать методами дипломатии, иногда скрытно. Доходило и до воровства.
Как американец украл хмель у немцев
В конце XIX века в Америке 60-70 % рабочей силы составляли фермеры. Сельское хозяйство было главным экономическим двигателем. Например, тогда в США занимались производством пива, но не очень активно. Пивоварение много лет успешно развивалось в Европе, особенно в Германии.
Фэирчайлду поручили отправиться туда за лучшим хмелем. Оказалось, немцы отлично знают, что он высокого качества, и не хотят делиться. Зачем создавать себе конкуренцию?
Тогда в Германии производители хмеля нанимали молодых людей, чтобы они сидели в полях по ночам и охраняли урожай от кражи. Фэйрчайлд удалось подружиться со многими из них и сделать так, чтобы они ему доверяли. Красть не пришлось — удалось договориться. И это помогло развитию пивной отрасли в США.
Вклад Фэйрчайлда в современную культуру потребления еды
Если бы не Фэйрчайлд, американские супермаркеты выглядели бы совсем по-другому. Возможно, и культура потребления еды во всем мире была бы иной. И неизвестно, каким бы стал популярный сейчас фаст-фуд.
Капусту кале кулинарный авантюрист нашел в Австро-Венгрии, авокадо в Центральной Америки, а цитрусовые в Азии — так в США появились клементины и красные грейпфруты.
Иногда Фэйрчайлд рисковал жизнью, чтобы найти действительно новые культуры, такие как египетский хлопок и финики из Ирака, а на Корсике его арестовали за попытку контрабанды цитронов — родственников лимонов.
Многие фрукты и овощи не стали частью американского фермерства, пока Фэйрчайлд и Министерство сельского хозяйства США не создали систему распространения семян, черенков и советов по выращиванию. Далеко не всегда удавалось объяснить фермерам, зачем им новые культуры, но многое все-таки удалось сделать.
Конец «продовольственной программы» Фэйрчайлда
Эта программа длилась примерно с середины 1890-х годов до начала Первой мировой войны. Противники ввоза считали, что «чужие» семена и черенки приносят болезни, новых насекомых и вредные грибки.
Власти приняли закон о карантине. Он требовал, чтобы все растения, прибывающие в США, проверяли перед распространением. Считалось, что риски слишком велики — доводов ботаника никто не хотел слушать. Это сильно замедлило работу Фэирчайлда и его команды, пока проект, наконец, не закончился.