О чем расскажем в статье:
Еда и вино
Герой интервью говорит, что шпионы — знатоки еды, ведь за их расходами не слишком следят. А любовь к вину среди них так сильна потому что «люди делают нелегальные вещи, основываясь на личных отношениях», а их можно наладить в мужских клубах, за бокалом, а атмосфере веселья. А «смягчить потенциальную жертву» тоже можно с помощью алкоголя. Да и вообще стоит знать их слабости.
Недаром шпионы собирают сведения о любимой еде важных персон. Например, в 2018 году СМИ писали, что российский агент получил ценные сведения об отставном австрийском полковнике. Узнал,что он не может жить без классических пирожных с ромом — пуншкрапфен.
Встреча в ресторане
Как пишет бывший агент американской разведки Амариллис Фокс в своей книге «Жизнь под прикрытием: совершеннолетие в ЦРУ», «рестораны и кафе во многом — источник жизненной силы шпионажа». По мнению Фокс, вместо того, чтобы носиться в быстрых машинах и заказывать мартини с водкой, взбалтывая, но не размешивая, нужно уметь вести рутинный шпионаж. Он и включает в себя бесконечные часы распития кофе в кафе.
Ресторан одновременно общественное и личное пространство, а также относительно безопасное. Поэтому он незаметный, но бесценный винтик в том, что автор шпионских романов Джон Ле Карре так красноречиво называет «грамматикой интриги». Заведения общепита служит не только местом для обмена информацией — конверт, скользящий по столу или флешка в бачке унитаза — но и возможностью оценить привычки, темперамент и хладнокровие своих информаторов за едой.
В романе Ле Карре 1993 года «Ночной администратор» есть описание одной такой встреча между офицером британской разведки по имени Берр и ночным администратором, которого он стремится завербовать в качестве агента под прикрытием: «...манеры Берра были дотошными», — пишет Ле Карре. «Он выбрал свой ресторан заранее; осмотрел его накануне вечером: загородная траттория на берегу озера ... Выбрал угловой столик и за десять осторожных йоркширских франков метрдотелю зарезервировал его. На одно из его рабочих имен, Бентон».
Но далеко не всегда шпионские встречи проходят в дорогих ресторанах — сетевое заведение со стандартной планировкой тоже подойдет, как у странное место на окраине, где невозможно встретить знакомых.
Блюдо для шпиона
Кроме того, еда для шпиона — это способ расслабиться, на секунду перестать быть в постоянном напряжении, и сделать это так, чтобы никто не заметил. Настоящий профессионал может научиться наслаждаться едой не только один, но в компании.
В привычках советскому Штирлицу не уступает Бонд из романов Флеминга. Он, как писал «Гастроном» в статье «Слабые места Джеймса Бонда», любил омлет с беконом, клубнику, икру белуги и фаршированного краба.
Однако все это персонажи художественной литературы, а не настоящие разведчики. Но мы знаем, что Рихард Зорге, советский шпион, жил в Токио и предпочитал ходить там в немецкие рестораны. Некоторые блюда японской кухни он тоже полюбил, особенно когда начался роман с официанткой Исии Ханако.
В книге историка Александра Куланова «Другой Зорге. История Исии Ханако» есть такая цитата: «Зорге обычно заказывал блюдо из жареного угря в сладком соусе – кабаяки. Хлеба он по-прежнему почти не ел, но стал лучше управляться с палочками, уплетая рис». По интересному совпадению, другой советский разведчик Роман Ким, кореец, выросший в Японии, тоже обожал кабаяки. Об этом мы знаем, потому что он ел их за несколько дней до смерти, и эпизод остался в мемуарах очевидцев.
Секреты приготовления
При этом шпионы не только ели, но и готовили. Полковник Михаил Любимов, советский разведчик и писатель, в книге «Вариант шедевра» рассказывает как готовил знаменитый французский суп:
«Сегодня у нас буйабез, которым полковник должен утереть нос пожилой хозяйке ресторана в Остенде, где он укрывался после убийства итальянского премьера Моро, премьер сидел в кресле и читал, а полковник подкрался сзади, обхватил его за шею и засунул в мешок.
Итак, бухнем воды в кастрюлю, доведём её до остервенелого кипения, затем откроем ножом много-много рыбных консервов в томате (севрюга предпочтительна), раскалим добела сковородку-дуру, швырнём на неё масло и лук и поджарим до посинения (но чтобы не подгорел), а потом скоком запулим рыбу в кипяток, опрыснув винным соусом, и туда же жареный лук, присовокупив к нему паприки, крупной соли, шафрана, затем откроем холодильник, закроем глаза и начнём слепо (и даже зло) метать в кастрюлю всё, что попадётся под руку: ошмётки сыра и колбасы, скукожившиеся от мороза сосиски, огрызки сала, хлебные корки, сохраненные на случай третьей мировой, чеснок, маслины, очищенные томаты, бросать, пока в кастрюле не образуется густая жижа, потом плеснуть туда стакан кородряги». Кородряга — дешевый алкоголь, тоже самое, что бодяга. Сам рецепт, по-своему, прекрасен. Видно, насколько жизнь шпиона может быть непроста.
Еще Маркус Вольф, немецкий разведчик и глава министерства госбезопасности ГДР, написал книгу «Секреты русской кухни», где собрал кулинарные истории и рецепты. Не из поваренных книг, а из жизни. Рецепт одного из блюд, к примеру, он записал за своей подругой Еленой Захаровой:
Мясо по-ленински с черносливом
Для приготовления нужно:
- 1-1,2 кг говяжьей вырезки
- 2 большие луковицы
- 2 дольки чеснока
- 3 ст.л. мелкорубленной петрушки
- 2 ст. л. мелкорубленного укропа
- 10 черносливин без косточек
- перец горошком
- перец черный по вкусу
- соль по вкусу
- Мелкорубленным луком выстилаем дно горшка, кладем мясо куском, натертое солью и перцем. Добавляем чеснок, петрушку, укроп, чернослив.
- Ставим в умеренно нагретую духовку, остальную работу предоставляя горшку. Через 2,5-3 часа вы уже вшестером, с восторгом едим это блюдо. Мясо по-ленински можно приготовить и с курагой, соблюдая те же пропорции.
Как мы поняли, шпионы и еда вещи неотделимые друг от друга. Но если просто любишь готовить, они тоже смогут поделиться чем-то интересным.