Что прочесть в статье:
Темное прошлое Деда Мороза
Не стоит рассказывать об этом особо впечатлительным детям, но когда-то Дед Мороз был вовсе не розовощеким добряком с целым мешком подарков, а персонажем славянской мифологии, вооруженным и очень опасным. Одни только имена, которыми окрестили его пращуры, говорят о многом: Трескун, Студенец, Морок, Карачун… Внешность у повелителя стуж была соответствующей, людям он являлся в облике сгорбленного и косматого старца в покрывавшем землю плаще, под которым бушевала метель, и с ледяной шипастой булавой в руках, кого он ей коснется – тот в ледяную глыбу обернется (догадываетесь, кто послужил прототипом злой Белой Колдуньи из «Хроник Нарнии»?).
Понятно, что подарок от сурового деда можно было надеяться получить только один – шанс пережить еще одну суровую зиму. Вот крестьяне и старались умаслить зловредного старца, оставляя ему на окне в Сочельник миски с кутьей, блинами, сочивом (вареной в меду пшеницей) и чарки с хмельным медом. Существовал и обычай «кликанья» Деда Мороза через открытую печную трубу (привет Санта-Клаусу): его просили быть помягче с и дать побольше снега, ведь где снег – там будущий урожай. А при встрече весны Мороза провожали с почестями – пекли маленькие коврижки-козули или пышные бабки из ржаной и овсяной муки, водили хороводы, чтобы вредный дед убрался подобру-поздорову и не пугал людей поздними заморозками, позже эти проводы зимы и легли в основу традиций Широкой Масленицы.
Как Дед Мороз стал добрым сладкоежкой
Образ зловредного деда с булавой оказался на редкость живучим, от личной встречи с ним в заснеженном лесу не приходилось ждать ничего хорошего – вспомните хотя бы поворот сюжета поэмы Некрасова, где «Мороз Красный Нос» ни за что ни про что заморозил до смерти несчастную крестьянскую вдову. Так продолжалось до тех пор, пока в позапрошлом веке над исправлением публичного имиджа Деда Мороза не потрудились сразу два русских писателя - Владимир Одоевский и Александр Островский. Первый в середине XIX века создал цикл нравоучительных сказок, одну из них знают все без исключения – это «Морозко», по вольным мотивам которой больше века спустя был создан знаменитый советский детский фильм. Властелина зимы в них величают уважительно - Мороз Иванович, он все еще суров, но уже справедлив: одаривает девушку-рукодельницу, наказывает ленивицу и строптивицу. А в «Снегурочке» у Островского Мороз примеряет на себя образ заботливого отца и впервые встречается со Снегурочкой, которая, правда, тогда еще приходится ему не внучкой, а дочкой (родственные связи этих двух главных зимних персонажей настолько запутанные, что могут стать темой отдельного исследования).
В старину Деда Мороза не ждали, а наоборот – приманивали в дом на удачу, подкармливая конфетами и прочими сладостями
В начале прошлого столетия образ Мороза Ивановича или Святочного Деда все чаще можно было видеть на рождественских открытках, которыми стало модно обмениваться в свете. А дедушку во плоти стали приглашать в школы, пансионы и сиротские приюты на рождественские утренники. Правда, тут не обходилось без конфузов: так, по воспоминаниям выпускницы московского Екатерининского института благородных девиц, появление на празднике мужика в сером крестьянском армяке с закрывавшей пол-лица бородой, читающего нараспев стихи Некрасова «Не ветер бушует над бором», вызвало испуг у инстутитуток младших классов, многие пустились в плач. Тогда фальшивая борода была сорвана, а под ней открылось лицо дворника, сконфуженного неудачным актерским дебютом. Но разрешилось все благополучно: дворник ушел восвояси с целым мешком завернутых в фольгу орехов. Именно так: в то время отголоски языческих традиций еще сохранялись, и от Святочного Деда не столько ждали подарков, сколько приманивали его в дом, а вместе с ним и удачу, «подкармливая» орехами, конфетами и прочими сладостями, развешенными на елке.
Пломбир, конфеты и взбитые сливки или чем питался советский Дедушка Мороз
Со своей сакральной сущностью Дед Мороз окончательно распрощался в советские времена, превратившись из таинственного персонажа святочных гаданий в главного массовика-затейника на всех новогодних елках страны. В сценариях ему обычно отводилась роль могущественного волшебника, этакого Гендальфа, спасающего праздник от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей сказочной нечисти. А чтобы еще больше очеловечить доброго старца, в компанию ему определили внучку Снегурочку, маленькую девочку с характером примерной пионерки, которая, хоть и являлась тезкой половозрелой девицы из сказки Островского, но была совсем на нее не похожа. Подробности личной жизни доброго Дедушки Мороза не разглашались, да и точное место жительства его было неизвестно. Но если бы советского ребенка спросили, что ест Дед Мороз, то он бы ответил – конечно, конфеты из подарков, которые дарили на Елках. Были они в виде кремлевских башен со звездами или курантов на Спасской Башне и так упоительно пахли: шоколадными «Белочками» и «Трюфелями», на худой конец – карамельными «Гусиными лапками» и «Раковыми шейками», а еще немного – пластмассой, как новые, только что купленные в «Детском мире» игрушки, и это был самый упоительный запах на свете.
В советскую эпоху приходящие из фирмы «Заря» Деды и Снегурочки не отказывались от конфет, снятых с елки, которыми их угощали дети
Отличники и активисты обязательно бы еще упомянули мороженое и взбитые сливки. У всех, кто раз получал в награду за хорошую учебу и общественную работу билет на главную Елку страны, в Кремлевский дворец съездов, в памяти остались не столько перипетии спектакля, разворачивающегося на сцене, сколько то, что происходило в фойе. А там в буфете продавали самый вкусный в мире пломбир в хрустящем вафельном стаканчике и фирменный десерт – пушистые взбитые сливки, посыпанные тертым шоколадом, нигде больше таких не готовили, поэтому за сладостями в антракте выстраивались длинные очереди. И можно было себе легко представить, что и сам Дед Мороз с внучкой от любимых лакомств детворы точно бы не отказались.
Штатные Деды Морозы и Снегурочки фирмы «Заря», которые ходили по квартирам и поздравляли детишек на дому, питались попроще: чем бог послал, вернее – чем угостят благодарные родители. В общем, обычными новогодними закусками советского времени – оливье, селедкой под шубой, заливной рыбой (которая была совсем не гадость) и прочими домашними разносолами. Конечно, Дедам еще и регулярно наливали, обычно что-нибудь покрепче, чем «Ситро» и «Буратино». Поэтому самые предусмотрительные папы и мамы старались назначить визит Дедушки Мороза и Снегурочки на раннее утро, пока те еще были в кондиции водить хороводы и слушать выученные их чадами стишки.
Что ест Дед Мороз в Великом Устюге
В наш век Дед Мороз остепенился, обзавелся элитной недвижимостью в виде гигантского терема в Великом Устюге, а также несколькими путевыми дворцами, в том числе в московских Кузьминках, в предместье Петербурга возле Петергофа, в Кемерово, Казани и в Крыму, которыми пользуется исключительно во время новогодних разъездов. Снегурочка – девушка самостоятельная, живет от Деда отдельно, в собственном в коттеджном поселке Берендеевка возле Костромы, в сказочных декорациях, оставшихся от съемок советского фильма-сказки, и встречается с родственником только раз в году – перед новогодними праздниками, для совместного развоза подарков. Теперь каждый шаг Деда Мороза и Снегурочки на виду: они разъезжают на тройке по городам и весям в объективе телекамер, дают интервью и принимают у себя в резиденции официальные делегации Дедов Морозов из других стран. Даже день рождения Деда Мороза точно известен, прописан в сказочном паспорте и широко отмечается 18 ноября, когда в Северной Вологодчине, где находится Великий Устюг, обычно ударяют первые морозы. Казалось бы, такая публичность должна разрушить остатки детской веры в новогоднее волшебство, но, парадоксальным образом, у современных детей, привыкших к виртуальным технологиям, именно бытовые, материальные свидетельства жизни Деда Мороза и Снегурочки - возможность увидеть, потрогать любимых персонажей и даже побывать у них в гостях, - как раз поддерживают веру в то, что они существуют.
На кухне терема в Великом Устюге для Деда Мороза пекут пирожки с капустой и заваривают чай. А сосулек он не ест
И если кто-то до сих пор думает, что дед Мороз ест сосульки, еловые шишки или снежки, соленые в березовой кадушке, как пелось в старой песне, то ответственно заявляем – эти домыслы не имеют под собой никакой реальной почвы. PR-служба вотчины в Великом Устюге (как у настоящей звезды у Мороза, конечно, есть и такая) давно рассекретила меню Мороза на официальном сайте резиденции. Никаких экстремальных сосулек Мороз не употребляет и ребятишкам не советует, так и до ангины недалеко. Зато любит чай с чабрецом, горячую баню и медовый сбитень. Также в числе его любимых угощений – пирожки с капустой и ватрушки-шаньги с северными ягодами. И вообще, если кто забыл, то Дед Мороз – вполне упитанный мужчина в самом расцвете лет (не путать с Карлсоном), к тому же занятый тяжелым курьерским ремеслом и частным извозом, поэтому и питание ему требуется сытное, с повышенным количеством калорий. Штат поваров, прописанных в тереме, старается: в меню резиденции значатся копченая стерлядь, пельмени сборные и уха тройная, скоблянка из судака с грибами и отварной говяжий рубец, маринованные в кадушках грузди, блины с моченой брусникой и прочие домашние соления. Как мы видим, блюда в основном традиционные, исконно русские, идеологически выдержанные. Хотя, несмотря на преклонный возраст, Мороз не чужд и модным веяниям, – так, на одном интервью во время новогодних гастролей по стране, он признался журналистам, что обожает севиче, перуанскую рыбную нарезку в остром маринаде, и не чужд таким гурманским радостям, как латте и тирамису. А вот то, чем питается Снегурочка, остается тайной за семью печатями. Но, поскольку сказочная внучка Дедушки Мороза не стареет ни на один день и волшебным образом сохраняет стройность, несмотря на то, постоянно имеет дело с конфетами, пирожными и прочими вредными для фигуры соблазнами, ее меню точно должно вызвать интерес диетологов и фитнесс-тренеров.
А если серьезно, то не стоит разрушать хрупкую веру в доброе новогоднее волшебство, даже если дети становятся старше и их точит червь сомнения, существуют ли Дед Мороз и Снегурочка на самом деле. Стать взрослыми серьезными людьми без всяких иллюзий они еще успеют, а пока, чтобы совершить прогулку по сказочному заснеженному лесу или приготовить необыкновенное мороженое и посмотреть всей семьей добрую киносказку, подойдет любой повод, и праздник Деда Мороза и Снегурочки, который в этом году так кстати пришелся на воскресенье, точно стоит отметить.
Волшебное мороженое со вкусом чизкейка
Мороженое с ягодами – самый «морозный» десерт
Сложите 800 г замороженных ягод в кухонный комбайн, добавьте 300 г маскарпоне , сок ½ лимона и 6 ст. л. меда. Измельчите до однородности. Вмешайте 30 г рубленого обжаренного фундука. Подавайте сразу или уберите в морозилку.
Любимые шаньги Деда Мороза
Ватрушки-шаньги – излюбленное лакомство Деда Мороза, рассказывают на официальном сайте резиденции в Великом Устюге
Взбейте 3 яйца с 10 г сахара, добавьте 250 мл теплого молока, 6 г сухих дрожжей и щепотку соли. Постепенно всыпьте 270 г просеянной муки, должно получиться тесто, как для оладий. Дайте тесту подойти 40 минут. Смазанные маслом формы для маффинов заполните тестом до половины. Смешайте 75 г жирной сметаны, 50 г муки, 75 г растопленного сливочного масла и залейте в формы. Выпекайте в разогретой до 220 градусов духовке 10-15 минут, пока заливка не станет золотистой. Посыпьте ягодами – брусникой, клюквой или голубикой – и подавайте.
Ореховые трюфели по рецепту Снегурочки
Рецепт ореховых трюфелей любовно предоставила Снегурочка
Смешайте в сотейнике 150 мл жирных сливок с 50 г тростникового сахара, прогрейте и оставьте на самом тихом кипении на 1 минуту. Дайте немного остыть, вмешайте 15 мл орехового сиропа. Соедините теплые сливки со 150 г растопленного темного шоколада и щепоткой соли, вымесите до гладкости, накройте и уберите в холодильник на 2 часа. Затем слепите руками из шоколадной массы конфеты-трюфели, обваляйте в крошке из фундука, какао и уберите в холодильник до подачи.