Французский прорицатель XVI в. хорошо известен как автор довольно мрачных пророческих стихов (четырёхстрочных катренов), которые можно интерпретировать как угодно. При этом Нострадамусу было не чуждо ничто человеческое, например, любовь к еде.
Современники упоминают, что Нострадамус одно время был одержим кулинарией и много говорил о ней. «Трактат о косметике и консервах» (Traite des fardements et confitures) не был на 100% кулинарной книгой – возможно, Мишель просто не решился так явно обнародовать свою страсть и заявить о себе как о поваре. Часть издания посвящалась советам по уходу за собой, приготовлению лосьонов, теней для век. Алхимик рассказывал, как создать светлую краску для волос, слабительные средства, зубную пасту для чистки и отбеливания зубов с использованием измельчённых на мраморной плите раковин улиток или голубой глины. Одной из главных околомедицинских рецептур книги считается таблетка, якобы вылечившая от чумы. Её в разных источниках называют «пилюлей из роз» или считают, что в основе таблетки были чёрные орхидеи.
Были в Трактате и кулинарные рецепты. Например, рецепт цукатов из апельсиновой цедры «с использованием сахара или мёда, которые будут превосходно вкусными».
Для подготовки апельсиновой кожуры для приготовления цукатов Мишель советовал взять несколько апельсинов и разрезать их на четыре или шесть частей, но не меньше четырёх. Удалить внутренности, чтобы не осталось ничего, кроме кожуры. Затем взять кожуру и опустить её в чистую воду, «в первый раз добавив пригоршню соли, потому что соль уберёт с апельсинов излишнюю горечь». Кожуру оставить на сутки, затем сменить воду и замените её свежей. Так продолжать менять воду в течение девяти дней. По истечении девяти дней отварить апельсиновую кожуру в хорошей родниковой воде. Для проверки готовности нужно воткнуть в кожуру булавку, и она должна легко войти. Дальше нарезанную кожуру следовало залить сахаром или мёдом, оставить для впитывания, а потом полностью высушить.
Нострадамус предложил рецепты марципановой пасты, мармелада, вишнёвого джема (через год вишня «такая же, как в тот день, когда была приготовлена»), грушевого варенья, айвового желе, достойного подачи королю. И ещё любовного «варенья», сделанного из смеси корня мандрагоры, крови воробья, щупалец осьминога, амбры, мускатного ореха, корицы, сахара и ещё десятка ингредиентов – настолько мощного, что могло бы вызвать «горение её сердца для совершения любовного акта», когда подготовленная смесь смешалась бы со слюной во время поцелуя. Известно,что врачи считали кондитерские изделия Нострадамуса опасными. Ведь, как он сам признавался, от любовного варенья можно было и умереть. Была ли это аллегория или нет, теперь сказать сложно. Мишель признавался, что только доработал рецепт, поскольку первоначально подобное зелье было изобретено царевной и волшебницей Медеей и, как говорят, стал причиной смерти Лукреция, римского поэта и философа.
Интересно, что «Трактат о косметике и консервах» – результат одной из нереализованных карьер Мишеля (карьеры повара). Официальная медицинская карьера Нострадамуса тоже длилась недолго. Его исключили из медицинского университета во французском Монпелье, куда он поступил ради степени доктора медицины. Есть две версии случившегося. Первая – официальная. Руководство узнало, что студент работает аптекарем, а это считалось недостойным будущего врача. Вторая – неофициальная. Мишель выражал несогласие с учением католических священников, которые отвергали его представления об астрологии.
Важно, что профессия аптекаря в дальнейшем очень помогла будущему алхимику, в том числе и при написании Трактата. Неизвестно удалось ли Мишелю вообще получить высшее медицинское образование – письменных подтверждений этому нет, а вот документ об исключении до сих пор хранится в библиотеке медицинского факультета во французском Монпелье.
Как бы сложилась судьба Нострадамуса, если бы он посвятил себя полностью медицине или кулинарии? Никто теперь об этом не расскажет. Зато современные учёные опровергают его статус пророка, способного точно предсказывать будущее. Они считают, что Мишель на самом деле не обладал сверхъестественной силой, чтобы заглянуть в будущее, а скорее умел проецировать события прошлого на «завтрашний» день. По словам Питера Лемесурье, бывшего лингвиста и профессионального переводчика из Кембриджа, написавшего не менее 10 книг о Нострадамусе, он не был ни астрологом, ни провидцем. Просто алхимик верил, что история повторится. Используя метод, восходящий к библейским временам, известный как библиомантия (гадание с помощью книги), Нострадамус произвольно выбирал отрывки из более старых источников, а затем использовал астрологические расчёты, чтобы спрогнозировать их повторенияе в будущем.
В 1547 году Мишель поселился в городе Салон-де-Прованс, где женился на богатой вдове. Через несколько лет он всё более и более начал склоняться в сторону оккультизма. Согласно распространённой версии, Мишель ночные часы проводил в своём кабинете, медитируя перед чашей, наполненной водой и травами. Медитация как раз и вызывала транс, а вместе с ними и видения. В 1550 году Нострадамус написал свой первый астрологический альманах и предсказания на грядущий год.
Хорошую PR-поддержку алхимику оказала Екатерина Медичи. Она прочитала его прогнозы на год и вызвала Нострадамуса в Париж, чтобы он объяснил свои предсказания и составил гороскопы для её детей. Однако придворные астрологи того времени критиковали Мишеля и его неспособность скорректировать прогнозы под дату или место рождения клиента.