Чем занимается Агентство ИЧЕ сегодня? Изменилась ли работа во время пандемии коронавируса?
ИЧЕ (ICE) как Институт Внешней Торговли существует с 1926 года, в то время как офис в Москве был открыт в 1966 году. Италия всегда была и остается важным стратегическим партнером России. В 2019 году Италия была пятой страной-поставщиком и седьмой страной-экспортером Российской Федерации с общим товарооборотом в 22,5 млрд евро. Пандемия COVID-19 в 2020 году, разумеется, внесла свои коррективы — было зафиксировано значительное падение общего объема товарообмена, которое составило 17,7 млрд евро, что сделало Италию пятой страной-поставщиком и десятой страной-экспортером товаров из Российской Федерации.
Агентство ИЧЕ в полной мере участвует в поддержке развития таких торговых отношений, реализуя различные виды деятельности, начиная от организации выставок и заканчивая коллективным участием итальянских компаний в основных зарубежных торговых выставках, от реализации рабочих и торговых визитов до проведения обучающих семинаров для итальянских и зарубежных потребителей, от организации двусторонних встреч между компаниями до привлечения иностранных инвестиций. В этот непростой период пандемии, например, мы развиваем обширную сеть онлайн-услуг, чтобы компенсировать трудности физического передвижения торговых агентов, и в то же время мы разрабатываем многочисленные инструменты поддержки молодых компаний и стартапов, пострадавших от экономического кризиса.
Как обстоят дела с импортом итальянских продуктов в Россию?
Несмотря на введение Россией эмбарго на поставки фруктов, овощей, мяса, колбасных изделий и сыров из стран Европейского Союза, которое продлено до 31 декабря 2021 года, Италия продолжает оставаться одним из крупнейших поставщиков продуктов питания в Российскую Федерацию. В частности, Италия занимает первое место по поставкам в Россию вина, обжаренного кофе, оливкового масла и третье место по поставкам кондитерских изделий, выпечки. Но и без статистических данных очевидно, что российские потребители очень хорошо знают региональную кухню Италии и итальянские вина. Также поставляются органические продукты и продукты для детского питания.
2021 год продолжает тенденцию роста экспорта итальянской сельхозпродукции с новыми возможностями для сельскохозяйственной отрасли Италии. Именно по этой причине для итальянских компаний крайне важно участие в специализированных выставках в России, таких как «Продэкспо».
Как Италия представлена на «Продэкспо2021»?
В национальном павильоне Италии выставляются 32 компании агропромышленной отрасли, которые отражают особенности разных регионов нашей страны. Помощь итальянского правительства на выставке оказывается и в рамках программы PIANO EXPORT SUD, которая реализуется Агентством ИЧЕ по поручению Министерства экономического развития Италии. Целью программы является поддержка внешнеэкономической деятельности малых и средних компаний и продвижение продукции восьми областей юга Италии: Абруццо, Базиликаты, Калабрии, Кампаньи, Молизе, Апулии, Сардинии и Сицилии.
В этом году мы снова представляем графическое оформление единый отличительный знак итальянской сельскохозяйственной и пищевой продукции. Логотип THE EXTRAORDINARY ITALIAN TASTE (Непревзойденный Итальянский Вкус) на фоне трех волн итальянского триколора символизирует рост, развитие, достижения и традицию — ценности, которые всегда отличали итальянскую продукцию.
К сожалению, в связи с чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения, мы не сможем увидеть итальянских участников. Итальянские компании на выставке «Продэкспо2021» представляют их российские торговые агенты.
Поменялись ли вкусы и кулинарные привычки итальянцев за прошедший год пандемии?
Безусловно, кулинарные привычки итальянцев обусловлены традицией приготовления блюд – именно поэтому наша страна так знаменита и узнаваема. Лично для меня, гастрономия является неотъемлемой частью и винной культуры. Одна из традиционных кулинарных привычек итальянцев – это сочетание еды и вина, которое является не только вопросом обеда или ужина. Любой аперитив также предполагает закуски.
Безусловно, 2020 год внес свои коррективы и в этом секторе, так, на прошедшей недавно Ярмарке вина Borsa Vini-Vinitaly Russia 2021 российские представители связывались с итальянскими производителями онлайн, но при этом была «живая дегустация» — импортеры и дистрибьютеры могли попробовать вино, обсудив при этом интересующие их детали онлайн. Это новый формат дегустации, внедренный сектором продуктов питания и напитков. Называется он phygital – объединение physical и digital-форматов.
В чем заключаются основные трудности в итало-российских отношениях сегодня?
Сегодня, чтобы выйти из кризиса, мы должны больше внимания уделять новым каналам продвижения, распространения и реализации продукции. Уже нельзя ориентироваться только на традиционные способы продаж. Поэтому итальянские производители должны быть готовы к инновационным маркетинговым ходам, чтобы обновить существующие стратегии и ввести в работу новые модели.
Российский рынок имеет для нас первостепенное значение, потому что ваш потребитель — компетентный, культурный, рафинированный. Ваш народ ценит красоту и обладает очень хорошим вкусом. В Италии же выпускается самая разнообразная продукция, ее ассортимент постоянно расширяется, а качество всегда высокое. Причем это касается не только товаров «высшего эшелона», но и категорий среднего потребительского уровня. А что такое красота, вкус и хорошее качество? Это как раз те три кита, на которых держится статус фразы Made in Italy: bello (красивое), buono (качественное) и ben fatto (хорошо сделанное).