Второй год подряд по всему миру проводится исследование State of Snacking 2020. В нём принимает участие более 6 тысяч респондентов старше 18 лет в 12 странах мира – от миллениалов в России и США до пожилых людей в Китае и Германии. Оказалось, за год появилось много мини-трендов, например, новый формат совместного перекуса с друзьями по сети. В 2020 году россияне стали с большим вниманием заботиться о здоровье, прежде всего об иммунитете, поэтому в моду вошли и закуски, позволяющие контролировать порции. Как всегда, снэкам с новым дизайном упаковки и новыми вкусами гарантировано место в рейтинге популярности.
Что такое снэк
Снэк или снек (от английского snack) – это лёгкая закуска. Наиболее близкий, но нелитературный вариант перевода – «перекус».
Мода на снэкинг
В 2020 году продажи снэков по всему миру продолжают расти, и Россия входит в число мировых лидеров по объёму их ежедневного потребления. Почти 9 из 10 опрошенных в ходе второго ежегодного международного исследования сказали, что стали покупать больше снэков во время самоизоляции.
Особенно активно перекусывали миллениалы (люди в возрасте от 24 до 39 лет) и те, кто перешёл на удалённый режим работы («из дома»). В некоторых категориях прирост достиг более 10%. Чипсы и сухарики стали модным перекусом во всех европейских странах, в том числе в России. Именно эти снэки предпочитают 45% опрошенных, в сравнении с 35% в 2019 году.
«Весной 2020 года у многих потребителей были опасения по поводу перебоев с поставками продуктов. Когда выяснилось, что ритейлеры справляются, спрос на товары длительного хранения снизился и потребители стали приспосабливаться к новым условиям жизни. Снэки традиционно воспринимаются как возможность сделать перерыв в работе, успокоиться, собраться с мыслями», – комментирует Юрий Головатчик, директор по корпоративным вопросам ООО «Мон'дэлис Русь».
- В ходе исследования роли снэкинга 41% опрошенных россиян сказали, что перекусы были для них «спасательным кругом» в разгар ограничений.
- Для работавших из дома родителей возможность отвлечься от забот и расслабиться за чашкой чая с любимым печеньем оказалась ещё важнее – в этом признались 69% опрошенных.
- Многие мамы проявили креативность и нашли благодаря снэкам возможность привлечь детей к домашним делам – например, просили их потереть шоколад, чтобы сделать глазурь для торта или украсить орешками свежую выпечку. Об этом говорят 55% российских родителей.
Мода на здоровые перекусы
В долгосрочной перспективе введение новых ограничений может привести к тому, что мода на солёные и сладкие закуски пойдёт на спад, а на её смену придёт тренд на здоровые снэки. Мода на натуральные и органические продукты, фермерские продукты с прозрачным происхождением, продукты без глютена и с пониженным содержанием сахара растёт не первый год во всём мире, и в России тоже. В связи с пандемией аналитики предсказывают развитие моды на еду, которая помогает заботиться не о ЗОЖ, а непосредственно о здоровье.
- Если европейцы предпочитают снэки с пониженным содержанием сахара, самой большой популярностью в России пользуются снэки, позволяющие следить за здоровым пищеварением, – их упомянули 48% опрошенных.
- Второе место занимают перекусы, повышающие иммунитет, – 41% респондентов из России в первую очередь обращают внимание именно на это качество.
«Порционные снэки с понятным составом особенно востребованы у миллениалов и центениалов (люди в возрасте от 18 до 23 лет). Во многих линейках снэков есть продукты с пониженной калорийностью и в нескольких вариантах размера упаковки. Первый вариант – это family pack для дома, а второй – это порционная упаковка, которую удобно брать с собой, выходя из дома», – комментирует Юрий Головатчик.
Мода на выбор и онлайн-покупки
Возможность пробовать новые вкусы не потеряла популярности в 2020 году. Вкус остаётся основным фактором выбора снэков наряду с трендом на переход покупок в онлайн, стремлением к геймификации (использование игровых подходов, которые широко распространены в компьютерных играх, для неигровых процессов).
Внутри тренда на переход покупок в онлайн есть несколько отдельных мини-трендов.
- Респонденты из разных стран говорят, что хотели бы получить возможность составить свой микс вкусов в одной упаковке, покупая снэки онлайн.
- 35% миллениалов хотят получать эксклюзивный доступ к новым продуктам и вкусам, которые можно найти только в интернете.
- Другим пользователям интернет-магазинов в период изоляции хотелось получить доступ в «виртуальный супермаркет», где можно ходить и выбирать товары как в реальной жизни.
- Пользователи мобильных приложений также хотели бы иметь возможность менять бонусы в игровой среде на бесплатные снэки.
Мода на онлайн-перекусы и эффектный дизайн
Невозможность поддерживать привычный круг общения из-за ограничений оказалась важным негативным фактором самоизоляции для опрошенных жителей всех 12 стран, охваченных исследованием. Это привело к росту важности общения на площадках видеоконференций и в соцсетях.
41% россиян твёрдо уверены: они приложат усилия к тому, чтобы возобновить традицию перекусывать с друзьями и коллегами, когда ограничения будут сняты.
- Опрошенные стремились поддерживать круг общения с помощью онлайн: так, 17% респондентов из России рассказали, что устраивали совместные видеоперекусы на платформах Zoom, Skype, WhatsApp и других.
Исследования других компаний склонны связывать тенденцию онлайн-перекуса с ещё одним трендом, развивающимся в последние годы.
- Они уверены, что покупатели из поколений миллениалов и центениалов среди одинаковых продуктов предпочтут вариант с самым эффектным дизайном. Исследователи связывают это с модой делиться фотографиями еды в соцсетях.