Зачем нам органические продукты?
Потребность общества в такой продукции абсолютно созрело, но пока еще люди этого не осознают. К сожалению, из-за низкого уровня благосостояния мы склонны откладывать какие-то вопросы, связанные со здоровьем, "на потом". Но ситуация, в которой мы все оказались в 2020 году, показала, насколько важно заботиться о своем здоровье. И особенно это стало важно для жителей больших городов, где нет доступа к продуктам с почвы, нам доставляют их по каким-то длинным логистическим каналам. Мы не всегда знаем происхождение этих продуктов и не понимаем, в каких условиях они выращивались. И здесь возрастает роль маркировки "органик", поскольку, ориентируясь на нее, мы можем доверять такому продукту и понимать, что есть специально обученные люди, которые проверили полностью это производство на месте, все изучили и поручились, что такой продукт не просто высокого, но исключительного качества, он соответствует ГОСТу и произведен в максимально приближенных к естественным природным условиям.
Эко, био или органик?
В отличие от опыта других стран, где понятия "био", "эко" и "органик" являются эквивалентами, в России нормативно закреплено лишь законодательно регулируемое понятие "органик" и его производные: "органика", "органический" и т.д. Органическая продукция — это экологически чистая продукция, которая предполагает производство в условиях наиболее приближенных к естественным природным условиям, и при ее производстве запрещено использование ГМО, пестицидов, антибиотиков, гормонов и усилителей роста.
1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон N 280 "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый в 2018 году. Эти полтора года переходного периода были необходимы для того, чтобы производства могли подготовиться к выпуску органической продукции. С тех пор, как начал действовать закон, в реестре производителей органической продукции зафиксировано 52 производителя, причем у некоторых производителей до 279 товаров в линейке. Реестр постоянно пополняется: кто-то находится в работе прямо сейчас и вот-вот получит новый сертификат.
Как получить сертификат на органическую продукцию?
Органический сертификат выдается на конечную продукцию, но для сертификации необходимо провести оценку всего процесса, и начинается он от почвы. Правда, на саму почву сертификат не выдается, поскольку она не является продукцией, но она должна пройти переходный период, который в некоторых случаях, например, для растениеводства, составляет до трех лет.
Производитель обращается в орган по сертификации, аккредитованный в Российской Федерации, для того, чтобы его поставили на конверсию, например, зафиксировали, что с этого момента почва ставится на конверсию. Есть также ограничения, которые предусмотрены в ГОСТ 33980-2016, где полностью прописаны требования, которым должен соответствовать продукт, чтобы называться органическим. Это стандарт, который распространяется и в Российской Федерации, и в ряде других стран СНГ.
Сертификат могут выдавать только органы по сертификации, акредитованные нашей Росаккредитацией. Таких органов на сегодняшний день действует всего четыре. Один из них создан на базе Роскачества, и он единственный, который охватывает полностью все направления сертификации органической продукции: аквакультуру, пчеловодство, животноводство, растениеводство и их переработку.
Национальный лейбл "органик", утв.Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 19 ноября 2019 г. № 634 "Об утверждении формы и порядка использования графического изображения (знака) органической продукции единого образца”
Кто регулирует законодательство об "органике"?
Существует международная организация IFOAM, которая является автором и первоисточником основных стандартов по производству органической продукции. Более того, она является неким мировым движением, это целая философия, связанная и с концепцией устойчивого развития человечества: посколько производство органики более трудоемкое, оно способствует обеспечению населения трудовыми местами, оздоровлению образа жизни и здоровья нации, а также обеспечению продовольственной безопасности и т.д.
Наиболее популярные в мире стандарты по производству органической продукции: это европейский регламент, который сейчас меняется (новый вступит в силу 1 января 2022 года), американский NOP, который выпускает Министерство сельского хозяйства США, также популярностью в мире пользуются китайский, японский и индийский стандарты. По большому счету, требования к органической продукции универсальны для всех.
У России с другими странами пока нет взаимного признания стандартов, поэтому импортеры и экспортеры вынуждены проходить сертификацию заново в той стране, в которую они осуществляют поставки. Т.е. российские производители, даже если их продукция сертифицирована, как органический продукт, в Российской системе, при осуществлениии экспорта за рубеж должны заново пройти сертификацию. Точно так же, когда к нам поступает иностранная продукция, даже если это сырье, должна пройти нашу сертификацию, иначе готовый продукт не получит свой сертификат.
Почему органическая продукция дороже?
Такие товары стоят дороже вполне обоснованно. В данном случае это не маркетинговый ход, наоборот, фактически органические продукты стоят дороже, чем продаются. Сейчас, к сожалению, производители не могут ставить на органическую продукцию тот ценник, который должен быть с учетом затрат. Во-первых, это требует больше человеческого труда, больше рабочих мест, т.к. нельзя использовать пестициды или средства для травли жучков — их нужно собирать вручную. Во-вторых, процесс созревания таких растений или рост животных до зрелого возраста сам по себе дольше: например, убойный возраст обычной курицы наступает на 28 день, а органическая курица должна дожить до 71 дня — соответственно нужно больше бытовых ресурсов: воды, корма, света и т.д. Это все сказывается на конечной стоимости продукта. И пока потребитель не понимает, из чего складывается цена, производитель не может настраивать ту маржинальность, которая соответствует продукции.
Как будет развиваться ситуация с органической продукцией в России?
Созданный на базе Роскачества Национальный центр компетенции в сфере органической продукции замыкает на себе все сферы деятельности: стандартизацию, сертификацию, образование и продвижение таких продуктов и производителей.
Стандартизация. На Роскачество возложена функция секретариата технического комитета ТК40 "Производство органической продукции", который занимается как раз разработкой и совершенствованием существующего ГОСТа 33980, поскольку основная цель — признание нашего стандарта организацией IFOAM, чтобы мы могли дальше вести межгосударственный диалог об эквивалентности наших сертификатов. Также мы занимаемся разработкой новых стандартов: например, сейчас ведется работа по разработке стандартов по дикоросам и биопрепаратам, применение которых разрешено при производстве органической продукции. Если у кого-то есть потребность сообщить нам о каких-либо несовершенствах, которые также нужно отразить в ГОСТе, можно обратиться в Роскачество по электронной почте и внести свои предложения.
Образование. Поскольку для России это новое направление, мы стремимся дать как можно больше информации, но пока что у нас очень мало экспертов — знаний не хватает. Наш центр компетенции стремиться восполнить все пробелы. Мы имеем свою собственную базовую программу, лекции начитывают наши эксперты, которые задействованы в тех или иных областях, связанных с сертификацией органической продукции, стандартами и исследованиями. Также мы стремимся передать лучшую мировую практику, которая может быть использована с пользой и у нас: проводим образование с привлечением иностранных экспертов, у нас уже прошли семинары с итальянскими и немецким экспертами. В Европе это направление развивается примерно на одно столетие дольше, чем у нас, и там довольно зрелая политика и зрело развита сама отрасль. Сейчас мы проводим семинары онлайн, но ждем восстановления мировой ситуации для того, чтобы привезти экспертов в Россию и организовать встречу с ними на производствах. Также мы планируем организовывать поездки на органические проивзодства за границу, собирать делегации из России наиболее заинтересованных лиц и устраивать выездные семинары непосредственно "в полях".
Продвижение. Для нас важно продвигать российских производителей органик на внешних рынках: Роскачество занимается администрированием подготовки российского участия в крупнейшей международной органической выставке BioFach, которая ежегодно проходит в Нюрнберге (Германия) в феврале — в 2021 году она пройдет в онлайн-формате. Мы стремимся продвигать само понятие "органик", поскольку в России пока мало кто из потребителей знаком с таким термином, а те, кто знаком, чаще всего не идентифицируют российскую маркировку "органик". Также мы стремимся к продвижению органического способа производства среди производителей, для того, чтобы в России появлялось больше таких производств — это является инвестицией в наше будущее и будущее следующих поколений.