Трехгорная мануфактура сыграла важную роль в истории производства российского текстиля. Основатель фабрики – московский купец Василий Иванович Прохоров изначально занимался пивоварением и торговлей, хотя был человеком православным. Но его супруга предложила сменить курс – «перестать поить народ» и заняться полезным делом. Так, в Москве появилась первая в России ситценабивная фабрика, которая впоследствии была переименована в Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры.
В XVIII веке ситец был очень популярен, а ситценабивное дело в Москве и в России было практически не развито. Существовало множество мелких частных предприятий, которые производили ситец вручную в малых количествах и продавали на рынках.
Новая ткацкая фабрика появилась на берегу Москва-реки, на горе между Нижней Пресней и Глубоким переулком. Здесь расположились набойщицкие мастерские, резная, химическая лаборатория для составления красок, отделочная, уксусная, склад товаров и материалов. В цехах установили жаккардовые станки для выработки узорчатых тканей.
Рисунок для ткани в те времена был продуктом творчества русских рисовальщиков, воспитанных на орнаментах бухарского, персидского и византийского искусства. На предприятии Прохорова впервые начали производить платки, шали и ткани с оригинальными рисунками.
Художники считали за честь работать на Прохоровской Трехгорной мануфактуре. Фабрика была крупнейшей в Москве и сильно отличалась от конкурентов качеством и красотой рисунков. Процесс производства тканей с рисунком был достаточно трудоемким и сложным: сначала создавался рисунок, затем его вырезали на дереве, на него накладывалась краска, а затем части соединялись. Но такие рисунки на текстиле были очень популярны не только на российском рынке, но и за рубежом.
Вскоре вложения и труд Прохорова были оценены по достоинству. Ежегодное участие в отраслевых выставках (они проходили во всех городах России по Волжскому торговому пути) делали текстиль Прохорова популярнее. В 1864 году на Парижской выставке купец получил золотую медаль и орден с нагрудной лентой за рисунок и качество ткани. После этого Прохорову было позволено ставить клеймо с царским гербом на свою продукцию, и фабрика стала поставщиком царского двора.
Фабрика была крупнейшей в Москве и сильно отличалась от конкурентов качеством и красотой рисунков. Процесс производства тканей с рисунком был достаточно трудоемким и сложным: сначала создавался рисунок, затем его вырезали на дереве, на него накладывалась краска, а затем части соединялись. Но такие рисунки на текстиле были очень популярны не только на российском рынке, но и за рубежом.
Трехгорная мануфактурная фабрика пережила множество исторических потрясений, которые происходили в нашей стране. В 1812 часть фабрики была разрушена французами. Но здания быстро восстановили, и вновь наладили производство. В 60-х годах XIX века было отменено крепостное право, начался кризис в текстильном производстве, связанный с освобождением крестьян и сокращением товарообмена с другими странами. Но и на этом испытания не закончились: в ночь с 22 на 23 декабря 1877 года на Прохоровской мануфактуре случился сильнейший пожар, в результате которого сгорели дотла фабричные корпуса, расположенные на берегу Москва-реки. В пламени погибло все: и станки, и продукция. Пришлось разрабатывать проект новой ситценабивной фабрики на месте сгоревшей, хотя отдельные уцелевшие цеха на Трех Горах продолжали работать. В 1879 году начали строительство новых каменных зданий фабрики, закупили передовые машины на заводах Англии. В ноябре 1881 года новая фабрика начала свою работу.
К концу XIX века здесь же появилась и бумагопрядильная фабрика. К тому времени на мануфактуре работало 716 станков с кареткой Добби, 664 станка с машиной Жаккарда, 75 станков для выпуска бумазеи и других тканей и 64 станка для выработки тканей гроденаплевого (полотняного) переплетения.
Вступление Прохоровской Трехгорной Мануфактуры в двадцатое столетие ознаменовалось большим успехом на арене русской хлопчатобумажной промышленности и усиленным ростом производительности.
И вновь «Трехгорка» переживала все происходящие перемены вместе с государством. В годы Второй Мировой войны Прохоровская Трехгорная мануфактура продолжала работать — производила продукцию для фронта: бинты, полотно для нижнего белья и т.д. За это комбинат был награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина.
Фабрика всегда была передовиком, в том числе это касалось и декоративного оформления: на «Трехгорке» даже печатался агитационный плакат на ткани! Сюда приглашали работать известных художников, например, сестру поэта Маяковского, которая создавала оригинальные лиричные рисунки.
У фабрики практически никогда не было конкурентов. Все нововведения в текстильной промышленности проверялись именно здесь, и если технология оказывалась удачной, ее распространяли по всем фабрикам России.
Сегодня «Трехгорка» продолжает производить качественный российский текстиль. Все так же приоритет отдается качеству ткани и дизайну. Стиль Трехгорной мануфактурной фабрики можно узнать сразу, а широкий ассортимент продукции позволяет удовлетворить любого покупателя.
На правах рекламы.