Доктор, как приучить ребенка к правильному питанию?
Человек рождается с правильными пищевыми привычками. Младенец не станет есть то, что ему неполезно. Слом происходит под влиянием родителей. Так что я бы скорее поставил вопрос иначе: как помочь ребенку сохранить при-вычку правильно и здорово питаться?
Эти привычки быстро проходят. Первое, что произносит ребенок, научившись говорить, – «не хочу».
Категоричное детское «не хочу и не буду» – свидетельство того, что ребенок растет и развивается «правильно».
Проблема в том, что ни один ребенок не скажет «не хочу», например, про чипсы.
Тут все зависит от поведения родителей. Они могут повести себя неверно: запретить ребенку есть чипсы и получить гарантию того, что именно они станут его любимой едой. Просто назло маме и папе. Или пойти другим путем и объяснить, что чипсы по сути вообще едой не являются, поэтому есть их примерно то же самое, что есть кирпичи. Поверьте, ребенка – если это
не младенец, который тащит в рот вообще все, – это убедит.
Как быть, если ребенок «малоежка», которого приходится уговаривать поесть хотя бы раз в день?
Здоровый ребенок не может есть раз в день. Понаблюдайте за ним. Возможно, в течение дня он, что называется, клюет по чуть-чуть – там кусочек, здесь кусочек – и ко времени трапезы просто не голоден. Обычно взрослый как себя ведет в такой ситуации? Или говорит «Не порти аппетит перед обедом», или «Ну пусть съест, ничего страшного». Самое правильное – просто дать ребенку воды. Любое «кусочничанье» – это симптом не голода, а жажды.
Во время еды дети часто пьют воду...
Да, а родители зачем-то запрещают. Между тем ребенок, запивая котлету глотком воды, все делает правильно: он восстанавливает свои вкусовые ощущения. Это как с обонянием: находясь какое-то время в помещении, мы «принюхиваемся» и перестаем ощущать окружающие нас запахи. Для того чтобы снова их услышать, надо на несколько минут выйти из помещения. Запивая еду водой, мы помогаем организму точнее реагировать на то, что в него попадает.
А как заставить ребенка есть по-лезную, но противную брокколи!
А почему вы решили, что брокко-ли – противная? Это ваша личная реакция на брокколи, которая никак не характеризует сам продукт. В сознании взрослого человека очень прочно закреплены гастрономические стереотипы вроде «полезное ДОЛЖНО БЫТЬ невкусным», которые он проецирует на ребенка.
Зависит ли поведение ребенка от его рациона?
Если под «поведением» вы подразумеваете психоэмоциональное состояние, то, безусловно, да. Для того чтобы функционировать, организм должен иметь ресурсы – воду и еду. Чем выше качество этих ресурсов, тем больше ресурсные возможности психики. Недостаток ресурсов – это истероидные реакции и взрывы.
Давайте поговорим об иммунитете – весно и осенью это особенно актуально.
Человек – это часть большой системы. Поэтому если вне нас есть какие-то бактерии, рано или поздно они непременно окажутся внутри нас. Давайте рассуждать логически: микробиология утверждает, что бактерия живет только в подходящей для нее среде. Значит, мы болеем не потому, что внутрь нас попал вирус, а потому что среда внутри нас оказалась для него благотворной. Измените это – и перестанете болеть. Так что иммунитет – это вопрос здоровой среды в нашем организме.
Но если вирус все-таки попал, что делать, например, с воспалением?
85% базовой функции иммунной системы – это воспалительная реакция. Воспаление – это то, что чинит наш организм. Способ победить бактерию, лишить ее питательной среды и вывести из тела вредные для нас продукты ее, бактерии, жизнедеятельности. Что такое, скажем, насморк, кашель или кожные высыпания? Это выброс ненужного «мусорного» белка.
То есть я поступаю неправильно, когда пытаюсь снять воспаление препаратами?
Если можете терпеть – лучше потерпеть и дать организму защититься самому. Я считаю, что применение лекарств – это сфера экстренной медицины, когда речь идет о временной или безвозвратной утрате каких-то функций организма. Если же мы говорим об обычной детской простуде, препараты, особенно сильнодействующие, – это попытка починить то, что не сломано. Давая ребенку антибиотики, вы тем самым атакуете организм, систему умную и тонкую, которая ровно в этотмомент сама пытается справиться
с болезнью. Механизм запущен, дайте ему сделать свое дело.
И что же делать?
Наша способность справляться с болезнями – это вопрос адаптивных возможностей организма. Следите за тем, что ест ваш ребенок.
Ни в коем случае не перекармливайте его. Да, у детей, как правило, хороший, «быстрый» метаболизм. Но попробуйте снять с детского организма излишнюю пищевую нагрузку – и вы увидите, что ребенок стал заметно меньше болеть.
Какие продукты ни в коем случае не стоит давать ребенку?
Копченую и жареную пищу. Любые продукты, содержащие уксус. Пищевую химию – красители и ароматизаторы, включая, конечно, так любимые детьми чипсы, майонез и жевательную резинку. Консервы и соки в упаковках, даже если на коробке жирным шрифтом написано «без консервантов». Ну и, увы, придется исключить все газированные напитки. Причем эти рекомендации в равной степени относятся и ко взрослым – в конце концов, именно от нас зависит здоровье наших детей.