Ася Заболоцкая
Наш студенческий Новый Год собрал на квартире компанию шумную и пёструю: не РУДН, конечно, но дружба была и народу тоже хватало. Одна беда — кулинаров-кудесников среди "народов" не нашлось, по части готовки преобладали в основном советчики и "ребята, я вообще не в курсе..." Положение, как всегда, спас наш староста — Стас: с его лёгкой руки на алтарь праздника решено было возложить оливье, распределив обязанности по готовке на всех понемногу. Оно и понятно — что может быть проще? Каждый россиянин как минимум раз в год ест оливье, а это уже полдела!
Не прошло и 20 минут, как из закромов хозяйской квартиры появились: картошка, морковка, яйца, маринованные огурцы, колбаса, сметана и майонез. Не нашлось только лука и зелёного горошка. Восполнить пробел мы честно попытались, бросив клич гонцам до ближайшей овощной палатки. Но клич наткнулся на стену категорического непонимания — идти в мороз и темноту никто не захотел, а посему решили обойтись без бобовых и репчатых, тем более что в воздухе уже витал дух зарождающихся романтических отношений и портить его было как-то не с руки...
В общем, решили готовить из того, что есть. Под чутким руководством Стаса дело заспорилось — кто-то ставит яйца вариться, кто-то — картошку с морковкой, над колбасой занесено сразу два ножа, а банка с огурцами решительно вскрыта и слита. Но оказалось, что удержать под контролем такой мощный процесс, как приготовление оливье, — задача отнюдь не простая. Процесс каждую секунду норовил пойти не так: то девочкам нужно срочно причёску поправить или с мальчиками поболтать, то мальчикам нужно в очередной раз напитки проверить, то всем телевизор посмотреть.
В итоге яйца варились сколько им влезет, пока не треснули, кастрюля, варившая овощи и позабытая за телевизором, сначала честно всё сварила, а потом и пожарила — степень морковной прожарки была определена как medium, а картошка самостоятельно рассталась со шкуркой, превратившись в недопюре (самую малость "недо").
С колбасой и огурцами получилось ещё хуже. Колбасу в процессе разделки пробовали все понемногу (вдруг она не подходит для оливье?) и допробовали до жалкой кучки, терявшейся на фоне жареной морковки и картофельного пюре. А огурцы и вовсе ходили с парнями тестировать напитки, да так увлеклись, что назад (к салату) вернулись только два — Паша (ответственный за огурцы) и один огурец (зато самый большой).
Но делать нечего — Новый Год уже скоро. Решили всё смешать и заправить, салат всё-таки. Смешали. Заправили. Выглядит грустно. И тут все, почувствовав лёгкую вину за упущения в процессе готовки, принялись наперебой предлагать "спасительные" фишки. И фишки, как водится, были из серии "а вот моя мама..."
Через 15 минут оливье красовался на столе, доукомплектованный свежей паприкой (для цвета), острым перцем (для пикантности), сушеным базиликом (хуже не будет) и дольками зелёного яблока сверху (чья-то мама везде добавляла яблоко). И конечно, не забыли посолить, причём похоже, что не забыли раза три: сначала овощи при варке, потом кто-то посолил осмысленно в процессе смешивания, а потом, кажется, ещё кто-то посолил, пробегая мимо, просто так — "на всякий случай, вдруг забыли..."
Праздник был в разгаре. Когда закончились хлеб, сыр, нарезка и яблоки, украшавшие оливье, перешли к медленным танцам. Сам оливье решили оставить в покое, так как несколько покушений на себя он беспощадно отбил благодаря острому перцу (кто ж знал, что на весь салат хватило бы и кончика от стручка?).
Алена Спирина
Италия накануне Нового года. Я приехала раньше, Гриша и друзья прилетают в ночь с 30 на 31, мы должны отмахать на машинке 400 км до апартаментов в горах.
Хозяйственная я закупаю в Болонье все нужное для проживания в апартаментах и для празднования Нового года в Италии: дзампоне, чечевицу, тортеллини, набор для бродо к ним и т.д., чтобы в туристическом регионе не потратить лишние время и деньги.
Приезжаем на место утром 31 декабря. Пока туда-сюда, я начинаю готовиться, ставлю варить этот самый бродо. А в наборе для него вот что: четверть курицы, шмат говядины на косточке и отличный кусок языка. Сварила отличный бульон.
Дело к вечеру... Тут народ и вспоминает про оливье, я оцениваю ситуацию: есть картошка, морковь, отличный отварной язык. Нет майонеза и зел.горошка. Посылаю гонцов в магазин. Италия, деревня, вечер 31 декабря... Вернулись с банкой маринованных огурцов, майонеза и горошка не нашли.
Ладно, что уж тут, сейчас мы майонез взобьем вилочкой. Причём из цельного яйца, как завещал великий Буги. Ну и нифига. Выбросила, повторила с желтком — вилкой, в стакане, на оливковом масле. Все получилось.
Вместо горошка были каперсы, вместо солёных огурцов — маринованные. К дзампоне и тортелини ин бродо самое оно!
С тех пор я знаю, что майонез из желтка вилкой в стакане — легко!
Тамара Махниашвили
Почти уже 14 лет назад... Первый Новый год в Канаде. Составлено меню, по традиции, с размахом. Новый год всё-таки... Несколько новых закусок — из продуктов, которых в прошлой жизни в нашем рационе не было по причине отсутствия их в продаже в принципе. Это креветки, авокадо, спаржа. Пара любимых салатов. Непременные гозинаки — это главное на грузинском новогоднм столе. Было ощущение, что жизнь теперь новая и кулинарное её сопровождение тоже нужно менять. А как же иначе?
— Что будем готовить? — мама вооружилась диоптриями и устроилась поудобнее. В ожидании восторженных откликов и полного одобрения я вручила ей перечень предполагаемых изысков. — Это все? — осведомилась мама без каких-либо признаков воодушевления. — Здесь нет «нашего оливье»... — трагическим шепотом прервала она мой немой вопрос.
Дальнейшая дискуссия развернулась в контексте «Человек, отказавшийся от своих традиций, теряет свои корни...» Не в силах понять,какие корни теряет моя совершенно грузинская мама, отказавшись от салата «оливье», я молча вписала его в список под номером один...
31 декабря, ближе к вечеру, я начала заправлять салаты. Картошка, морковка, мясо — все было отварено накануне под бдительным присмотром хранителя традиций. Даже ритуальный процесс изготовления гозинаки интересовал ее меньше! И тут произошло страшное. Как -то я не обращала внимания на то, что в магазине продается картофель разных сортов и на упаковках написано — варить, жарить, пюре... Красивые, аккуратные клубни рассыпались у меня под ножом в мелкую крошку, никак не складываясь в классические кубики... Смерив меня испепеляющим взглядом, мама гордо хлопнула дверью.
Около шести часов вечера 31 декабря, за пять минут до закрытия, я ворвалась в супермаркет и отыскала "правильную" картошку.Следующие пару часов я её варила, остужала... На балконе. И резала... Кубиками.
Никогда не забуду, с какой гордостью мама водрузила в центр праздничного стола традиционно самую большую сервизную емкость с непобедимым салатом, над которым не властно ни время,ни расстояние...
Ирина Ковалевская
Это из детства. Мы, как обычно, оставшись одни с братом дома, решили изобразить что-нибудь вкусненькое для родителей. Салат оливье нам показался очень легким в приготовлении. Однако при осмотре содержимого холодильника выяснилось, что в наличии имеются картошка, морковка, банок шесть тушенки, бабушкины соленые огурцы (высокой ядрености) и неограниченное количество майонеза. Ну, как говорится, что Бог послал!
Мы отварили картошку с морковкой, остудили и покромсали в мелкий кубик вместе с огурцами. Вот тут мой братец изъявил желание подать оливье так же, как подают рыбный салатик мимоза. А я чего, я ничего: как скажете! Яиц не было, посему сооружали без них.
Взяли блюдо, вниз выложили ровным слоем картошку, на неё морковку, тушенку (не жалея, банки две), огурчики, снова картошечку и залили морем майонеза. Красота прямоугольная выглядела не очень аппетитно. Мой брат, кулинар-любитель, изрёк: "Давай его сделаем с корочкой, как бабушкина запеканка?". Слово брата — закон! С помощью ножей и лопаток с горем пополам мы перетащили это произведение искусства на противень и сунули в духовку... Когда появилась корочка, достали, сели за стол, любуясь своим творением в ожидании родителей.
Мама, слава Богу, задерживалась на работе. Папа, завидев, как он полагал, запеканочку, засучил рукава, отколупал большой кусок ложкой, замер... Огурцы?! К тому времени братец уже успел уговорить половину "запеченного салата": он был всеяден, в полном смысле слова, просто всеяден! Папа, делая вид, что внимательно слушает объяснения, отложил приборы и сказал: "Знаешь,сынок, я сейчас не голоден и устал очень. А на завтра у меня обеда нет, поэтому, если не съешь все, я непременно попробую..."
Надо ли говорить,что попробовать папе не пришлось. И маме тоже. Что же касается меня, то я всё детство страдала от гастрита, поэтому сидела на диетах — и, соответственно, тоже не ела. Может, оно и к лучшему!
Иллюстрации: shutterstock
Рецепты оливье:
Салат Оливье
Новый год без оливье? Увольте. Это и не Новый год вовсе. Слава салата оливье в нашей стране столь велика, что он стал уже своего рода брендом, фирменным знаком. См. далее...