Намедни мне позвонила журналистка из одного делового еженедельника с вопросом «как изменится ресторанное пространство в условиях кризиса?». Признаться, вся эта шумиха с кризисом кажется мне раздутой теми же СМИ, а сам кризис отчасти благотворным явлением, которое поможет обуздать потребительские аппетиты москвичей, что не так уж и плохо (то есть я кризису в некоторым смысле даже рада). Думается мне, что рестораны будут более тщательно оптимизировать бизнес, то есть закупки и работу с персоналом, что тоже хорошо (не будет перегрет рынок труда и местные крестьяне начнут выращивать рукколу (это метафора). Падению цен на недвижимость и понижению арендных ставок рестораторы тоже скажут спасибо. А что до потребителей, то они реже будут ходить в рестораны семьями. Семейный обед в ресторане – это чуть ли не последняя трата, на которую решается семья, ведь для семейного бюджета питание вне дома всех членов семьи – расточительство. Одно дело поесть суши с одноклассниками или бизнес-встреча, другое – сходить в ресторан всей семьей (вместо ужина дома). Вчера заходила в редакцию «Афишы Еда» и на эту же тему беседовала с Зиминым. Он думает, что кризис подтолкнет ресторанный рынок. Ведь те, кто раньше баловал себя новыми автомобилями, переключаться на более доступные радости вроде обеда вне дома. По крайней мере, по мнению главреда «Еды», по такому сценарию рестораторы пережили кризис 1998 года. Мне обе версии кажутся трезвыми. Мой сценарий – для демократичного сегмента, прогноз Леши – для дорогих ресторанов. А теперь вопрос: как в условиях кризиса с ресторанами себя ведете вы?
Жизнь общепита в условиях кризиса
16 октября 2008 г.