О чем прочитаете в этой статье:
«Мюр и Мерилиз»
История Центрального универсального магазина началась в 1857 году, когда в Санкт-Петербурге был зарегистрирован торговый знак «Мюр и Мерилиз». Им обозначили свой торговый союз Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр, шотландские предприниматели. Их компания занималась оптовой торговлей тканями, английским кружевом и другими британскими товарами. Мюр открыл отделение торгового дома в Москве и даже стал купцом первой гильдии. Возглавив дело, пасынок Мюра, Уолтер Филип, решил превратить его из оптовой компании в крупный универсальный магазин, наподобие лондонского Whiteley или парижского Au Bon Marché.
Каталоги, твердые цены, доставка
«Мюр и Мерилиз» открылся в трехэтажном здании на Театральной площади, на месте сегодняшнего ЦУМа, в 1885 году и тут же прославился. Магазин бесплатно рассылал каталоги своих товаров, и любой житель страны от Варшавы до Владивостока мог выписать приглянувшийся товар по почте. Кроме шляпок и тканей продавались дамская модная одежда и обувь, мебель, посуда, спортивные товары, ковры — всё, кроме продуктов. «Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку», — писал из Ялты Антон Чехов сестре.
Товары в новом универсальном магазине были превосходного качества, продавцы безукоризненно вежливы: если покупатель был недоволен качеством, товар немедленно заменяли новым. Нанимая заведующих отделами, владельцы магазина не полагались на их умение торговаться, поэтому вводили твердые цены (гордившиеся своим умением сбить цену покупательницы были этим крайне недовольны). Новшествами универмага также были обязательство брать назад либо менять товар, периодические распродажи, ежедневная доставка товаров во все части города, а также снижение цен за счет увеличения количества продаж.
Первый большой универмаг в России
«Подобного громадного магазина, — отмечали газеты того времени, — по внутреннему помещению, равно и по обилию и разнообразию продающихся в нем товаров, положительно нигде нет в России». К концу века общее количество отделов в магазине Мюра и Мерилиза достигло 44, а количество служащих приблизилось к тысяче. Это был первый в России большой универмаг, и он остается таковым до сегодняшнего дня.
Главную роль в обеспечении превосходной работы магазина играл его управляющий — Уолтер Филип. Он жил в России с 16 лет, в 1860-х годах принял участие в создании торгового дома «Мюр и Мерилиз» и, в конце концов, стал во главе лучшего магазина в Москве. Его правилом было «ничего второсортного!», которым он руководствовался в своей работе.
Пожарный случай
В феврале 1892 года в магазине произошел сильный пожар, последствия которого, однако, были быстро ликвидированы. Писали, что больше, чем огонь, ущерб товарам нанесла современная автоматическая система пожаротушения: она просто залила всё водой.
Вечером 24 ноября 1900 года в магазине случился второй пожар. В подвале загорелся газовый генератор. Пожарные команды не могли справиться с разбушевавшимся пламенем и только оберегали окружающие строения от огня. «Со стороны «Мюр и Мерилиза» несло теплом, дымом и гарью. Когда ветер усилился, в небо взлетели какие-то ярко горящие полотнища, как алые знамена, — это горели целые кипы материи, разворачиваясь от порывов ветра», — вспоминал поэт Владислав Ходасевич. Здание торгового дома сгорело полностью, а оставшееся пожарище продолжало дымиться весь следующий день. После пожара в Москве стала популярной детская считалка: «Плачет Мэри, плачет Лиза — был пожар у «Мерилиза».
На следующий день после пожара все служащие «Мюр и Мерилиз» собрались у дымящихся развалин магазина и с волнением ждали решения своей судьбы. Решение Уолтера Филипа как нельзя более успокоило: «…Дирекция обещала всем служащим своим, числом 988 человек, продолжать уплату жалования на прежних основаниях впредь до организации нового торгового помещения».
Шедевр архитектора Клейна
Владельцы компании действовали быстро и через 4 дня после пожара сняли три этажа дома Хомякова на углу Петровки и Кузнецкого (сейчас его знают как место действия фильма «Служебный роман» Эльдара Рязанова). Здесь «Мюр и Мерилиз» жил до открытия нового здания универмага в 1908 году.
Уолтер Филип намеренно задержал начало строительства до 1906 года — новое здание должно было стать памятником его компании, и выстроить его следовало по первому классу. Проект семиэтажного дома разработал известный архитектор Роман Иванович Клейн, совсем недавно победивший в конкурсе на строительство здания Музея изящных искусств на Волхонке (ныне ГМИИ имени А. С. Пушкина). Клейн и придумал ЦУМ таким, каким мы привыкли его видеть: многоэтажным (хотя магазин не был небоскребом, семиэтажный дом по тем временам считался настоящей высоткой), с фасадом в стиле английского готического замка и... железобетонным.
Технология была заимствована из Америки, где с ее применением возводились многоэтажные здания. Новый способ строительства позволил за счет более тонких стен значительно увеличить торговые площади. Другой важной целью архитекторов было обеспечить доступ свету. Стальные переплеты увеличивали размер окон, а перекрытия проектировались без традиционных широких колонн. Витрины, тянувшиеся сплошь вдоль первого и второго этажей, стали еще одним преимуществом, никогда раньше не виданным в России.
Строительные работы обошлись владельцам фирмы почти в 1,5 миллиона рублей. Новое здание привлекло всеобщее внимание и было признано архитектурным шедевром.
Новшества в новом универмаге
Открытие «Мюр и Мерилиз» приняли с восторгом, он стал самым роскошным в городе. В магазине имелось множество новшеств. Ресторан Мюра и Мерилиза, где дамы могли съесть завтрак или выпить чаю в компании друзей, пользовался широкой известностью; другими нововведениями были справочная, комната ожидания, служба информации по Москве и два скоростных электрических лифта для покупателей. Эта новинка «Мюр и Мерилиз» вызвала сенсацию, ведь лифты были в ту пору большой редкостью, а в торговом доме и вовсе появились впервые. Младшая сестра Марины Цветаевой Анастасия вспоминала: «Этажи! Сверканья! Бредовая множественность вещей! Невиданный взмах лестниц!.. Игрушки! И вот мы стоим перед тем, что давно обсуждают в Москве и рассказ о чем сказочен: лифт. Комнатка, светлая, как сам свет, легко, воздушно скользит вверх и вниз, увозя и привозя дам, господинов, детей, проваливаясь в пролёты этажей с бесстрашием колдовства…».
Много внимания было уделено световым эффектам с помощью электродуговых ламп по образцу лучших универсальных магазинов Германии. Публика особенно отмечала наличие специальной комнаты, в которой дамы могли оценить цвет шелковых и других материй и платьев в свете газовых фонарей, имитирующих вечернее освещение.
Слева от главного входа, где дежурил швейцар, «Мюр и Мерилиз» устроили парфюмерный отдел, опередив в этом лондонский Selfridges. Теперь благоухание ароматов привлекало внимание потенциальных покупателей, приглашая их в магазин. К столу справок можно было подойти, только минуя витрину с новинками. На первом этаже также находились отделы перчаток, зонтов, золота, серебра и часов. Второй этаж был отведен под женские туалеты: белье, платья, юбки и шляпы. На третьем этаже также господствовали дамы, но имелись и отделы детских костюмов, мужского платья и спортивных товаров. На четвертом этаже располагался отдел детских игрушек, к которому примыкал с одной стороны отдел музыкальных инструментов, а с другой ресторан.
Планировка нового здания предусматривала удобства не только для покупателей, но и для служащих: расположенные на шестом этаже мастерские дамских шляп, платья, часов были просторными и освещались электричеством, в то время как торговые залы освещались газом.
«В глазах москвичей, — писал современник, — «Мюр и Мерилиз» является как бы выставкой всего того, чем торгует столица применительно ко вкусам как богатых, великосветских кругов, так и средних слоев населения».
С открытием нового универмага «Мюр и Мерилиз» достиг вершины своей славы. К 1913 году в магазине было 80 отделов. На обложке осенне-зимнего каталога 1914/1915 гг. «Мюр и Мерилиз» рекламируется как самый крупный универсальный магазин в России. По уровню товарооборота и оснащению торговых залов «Мюр и Мерилиз» не уступал лондонскому Harrod’s, а чистая прибыль превышала 1,5 миллиона рублей.
Новое время
В декабре 1918 года в правительственной газете «Известия» появилось официальное сообщение о национализации «Мюр и Мерилиз». Управляющий и владелец торгового дома Уолтер Филип еще работал в подчинении нового комитета за скромное жалованье, надеясь как-то исправить ситуацию, но был уволен в январе 1919 года и вскоре скончался. Торговые залы и склады «Мюр и Мерилиз» были разграблены. «Громада Мюр и Мерилиза... безмолвно и пусто чернеет своими громадными стеклами», — писал Михаил Булгаков.
Открывшийся в стенах «Мюр и Мерилиз» универмаг «Мосторг» стал его преемником и крупнейшим магазином страны. 41 тысяча названий — ассортимент товаров универмага. Коровий дойник и рояль. Фотоаппарат и детская соска. Охотничье ружье и колбаса. Иголки и кровати. Громкоговорители и сапоги. Флейты и кастрюли. Все это приобретали тут рабочие по лимитным книжкам. В 1933-м универмаг получил свое нынешнее имя — Центральный универсальный магазин, ЦУМ, но коренные москвичи из бывших еще долго называли его «Мюр и Мерилиз».
ЦУМ первым из советских магазинов открыл покупателям доступ к товарам. Препятствие в виде прилавка и продавца исчезло. Покупатели выбирали товар по представленным образцам и оплачивали его в кассе, испытывая на себе новейшие торговые технологии и прелести советской торговли. В 1976 году на месте разобранных после войны дореволюционных торговых пассажей было построено новое здание ЦУМа. Еще одна пристройка, завершившая современный объем магазина, была закончена в 2007 году.
Сегодня ЦУМ, площадь которого составляет 70 тысяч кв. м, является крупнейшим магазином формата departmentstore в Восточной Европе. В нем продаются одежда, обувь, аксессуары основных мировых модных брендов, простое перечисление которых займет не одну страницу. Многие считают его визитной карточкой столицы — как и во времена Уолтера Филипа, ЦУМ верен духу первооткрывательства и по-прежнему остается символом первоклассного шопинга: даже его фирменные пакеты готовы покупать, чтобы пустить пыль в глаза.