Спрячем агрессию
Целеустремленность и агрессивность – разные вещи. Выбираем первое, а не второе. Человек может идти к цели, оставаясь улыбчивым и приятным. Прежде всего, он не должен нарушать личное пространство коллег. Особенно аккуратно надо вести себя в офисах, где нет перегородок между сотрудниками.
За длинным столом пространство между всеми разделено поровну. Если вы ставите предметы на территорию соседа, последний раздражается и подсознательно воспринимает вас как агрессора.
К агрессивному поведению причисляется стояние за спиной, заглядывание в чужой компьютер, «дружеское» похлопывание по плечу, перебирание чужих предметов на столе, перевешивание или задевание сумок.
Особенно внимательно следует относиться к личному пространству интровертов – людей не очень общительных, замкнутых. Они болезненнее реагируют на «фамильярности».
Сплетни и отзывы
Ни о ком не отзывайтесь плохо. Во многих коллективах существуют враждебные группировки. Есть просто сплетники-любители. Служебные романы в апогее и на исходе. Жизнь бурлит, все обсуждают всех. Держаться от всего этого в стороне вряд ли получится, да и не нужно – информация всегда полезна, но действовать надо осторожно. Старайтесь ни о ком плохо не говорить. В крайнем случае, промолчите. Не соглашайтесь с плохой оценкой коллеги, а сделайте удивленные глаза, когда вам о нем говорят гадости. Умные люди понимают, что вы и о них за спиной будете отзываться нелестно, если при них позволяете распекать другого человека (кстати, не имеет значения какого – коллегу или внучатого племянника). Особенно опасны переписки. От сказанного слова еще можно откреститься, но от написанного не получится.
Степень близости
До какой степени можно сближаться с сотрудниками? Это зависит от характера и целей. Есть те, кто в первую очередь ориентирован на отношения в коллективе. Для них офис – дом родной. Разумеется, они охотно делятся переживаниями, с радостью выслушивать откровения коллег, радуются корпоративным мероприятиям. Есть и другой тип людей – они просто делают карьеру и отделяют общественное от личного. Такая позиция сильнее, безопаснее.
Для создания приятного психологического климата вокруг себя попробуйте выбрать нечто среднее – не будьте букой, но и распахивать душу не стоит.
Как вести себя с начальством
Общение с начальством сродни ходьбе по канату – высоко, опасно, страшно. Но вам же нужно заявить о себе и продвинуться по карьерной лестнице? Постарайтесь искренне полюбить начальника. Не до беспамятства и подхалимажа, а до такой степени, чтобы уметь ставить себя на место «старшего». Искренне хорошее, уважительное отношение всегда считывается. Полезно знать, что начальник любит и его увлечения, а потом как-нибудь при случае сказать, что разделяете это увлечение. Только прежде узнайте немного о предмете, чтобы суметь поддержать разговор, если беседа вдруг оживится. Полезно задать вопросы – пусть человек просветит вас, что-нибудь посоветует. Это поднимет его в собственных глазах, а вас сделает источником такого приятного подъема.
Имена и обращение
Психологи утверждают, что любимое слово для человека – его имя. Вот почему непростительно Данилу назвать Даниилом. Обращаться к человеку нужно только по имени, которым он сам представился. Никаких уменьшительно-ласкательных суффиксов, превращений Варвары в Варюху и Иванов Степановичей в Степанычей. Возможно, годы спустя вы и дойдете в своих отношениях до таких фамильярностей, но не форсируйте события. Старшие по возрасту и по званию могут Ольгу назвать Олечкой – такое бывает. Если вы та самая Олечка, реагируйте спокойно, но не забывайте, что за ласкательным суффиксом ласки может и не быть – просто человек захотел и счел нужным сократить дистанцию, занять позицию сверху. При маленьком стаже работы нет смысла сопротивляться, в остальных случаях действуйте на свое усмотрение. Хотите дать понять, что короткая дистанция вас не устраивает? Называйте «покровителя» полным именем.
Рассылка сообщений
Некоторым сотрудникам приходится отправлять одно и то же обращение разным адресатам. Худшее, что может быть – это веерная рассылка, когда указаны все получатели и они это видят. Делайте рассылку так, чтобы человек понимал – обращаются к нему лично. Для этого в начале письма обратитесь по имени. Не ленитесь – это гарантирует более внимательное отношение к вашему письму.
Чем меньше на работе личной переписки, тем лучше, иначе рано или поздно вы перепутаете адрес и отправите личное сообщение по рабочему адресу. То же относится и к личным разговорам по телефону – чем их меньше, тем лучше.
Сверхурочное время
Бывают профессии, где день не может быть нормированным. Или определенные дни. Тогда задержки на работе нормальное явление. Если же вы постоянно уходите поздно, значит, не успеваете сделать работу в положенное время. Во всяком случае так рассуждают во многих европейских компаниях. У нас молодые сотрудники стараются показать свое рвение и готовы ночевать за своим столом. Однако, лучше так организовать свой день, чтобы все дела были сделаны к «звонку».
Корпоративная этика
Дресс-коды, прочие формальности приняты обычно в строгих организациях: банках, нефтяных и газовых компаниях, инвестфондах. Форма показывает, что дисциплина в заведении военная. Есть небольшие «свободные» компании, есть и такие, в которых однотипность противоречит сути работы – это богема, СМИ. Куда бы вы ни попали, соблюдайте принятые правила и приглядитесь к тому, во что одето начальство. Даже при строгом дресс-коде есть место для самовыражения. Часы, украшения, прическа, ухоженный или растрепанный вид, оформление кабинета – все это маяки. Изучите, примите к сведению и следуйте девизу «делай, как я». Только не превзойдите начальника, а то неудобно получится. Достаточно того, чтобы он увидел в вас своего человека.