Согласно легенде, именно по форме груди Марии-Антуанетты был создан слепок для изящного бокала для шампанского под названием креманка, он же шампанка, он же купе (coupe de champagne). Якобы король Людовик XVI так обожал свою жену, что даже шампанское желал пить из ее форм в буквальном смысле — не зря она вышла за него замуж аж в 14 лет! Говорили, что шампанка вполне соответствовала размеру левой груди королевы.
Конечно, такой плоский и широкий бокал не совсем подходит для шампанского — искристые пузырьки покидают напиток слишком быстро из-за его большой площади. Дольше сохраняют перляж (пузырьки углекислого газа) узкие бокалы вроде флюта или тюльпана. Проводились исследования: пузырьки покидают шампанское в креманке через 17 минут, а в бокале флют могут продержаться до одного часа! Сегодня шампанки чаще используют для элегантной подачи алкогольных коктейлей.
Правда, заслугу появления этого бокала также приписывают груди другой одиозной француженки — фаворитки Людовика XV мадам де Помпадур. Но версия с Марией-Антуанеттой, огромной любительницей шампанского, нам нравится больше. Она обожала устраивать пышные ужины и балы, на которых игристое лилось в буквальном смысле рекой — видимо, тогда же и появился способ устраивать из бокалов-купе многоярусные пирамиды с шампанским.
Несмотря на трагическую смерть королевы — Мария-Антуанетта была обезглавлена на центральной площади Парижа — память о ней гастрономы всего мира хранят весьма теплую.