Свои региональные бренды есть и в России, они у всех на слуху: тульские пряники, астраханские арбузы, краснодарский рис, вологодское масло — нет в стране человека, которые не слышал бы об этих продуктах. Однако пока это единичные случаи, работа с которыми не всегда поставлена на профессиональные рельсы.
А между тем потенциал здесь огромный. Почти везде есть интересный продукт и часто не один. Он мог бы стать лицом своего региона, принеся ему известность и деньги, а потребителям - новые гастрономические открытия. Выявлением таких кулинарных эндемиков занимается Национальная ассоциация региональных продуктов (НАРП).
«В данный момент у нас в работе уже 9 регионов - рассказал «Гастроному» президент НАРП Иван Меркулов. - Мы ведём планомерную деятельность по созданию не просто отдельных компаний, а целой индустрии. У региональных продуктов есть важная составляющая — это кооперация между собой малых производителей".
Работа идёт на уровне глав регионов, которые охотно поддерживают инициативу. Сначала выявляются «кандидаты в бренды» - продукты, которые могли бы стать кулинарным лицом родного региона. Затем начинается тестирование, цель которого понять, насколько рынку интересно предложение. На основе полученных данных принимается решение: развивать выбранный продукт или продолжать поиски дальше.
«Кандидаты в бренды» находятся самые разные. Так, например, в Тверской области это пожарская котлета, в Чувашии — пиво, благодаря которому здесь можно создать целый пивной кластер. Очень интересная вещь — калужское тесто. Это сладость, которая была популярна лет сто назад. После революции её рецепт потерялся и сейчас только энтузиасты-краеведы помнят об этом лакомстве.
Не все потенциальные бренды лежат на поверхности. Так, например, Ставропольский край пока вроде бы не прогремел на мировой гастрономической арене. Но если копнуть поглубже, то можно отыскать здесь такую любопытную вещь, как хлеб, напоминающий чиабатту. А в Адыгее может хорошо «выстрелить» знаменитый в этом регионе адыгейский чеснок.
«Мы создаём инвестиционно интересные истории — пояснил господин Меркулов. - Это может быть как создание предприятий с нуля, так и реконструкция уже существующих. Мы хотим разработать стандарты, по которым данная продукция будет производиться, так, как это уже сделано в Европе. У таких продуктов есть огромный ресурс, у регионов — большой потенциал. Думаю, через год-два эта история обретёт законченные черты».