Тинто Брасс, кинорежиссер: «В моих фильмах женщины не бреют подмышки, потому что это красиво. Потому что это сексуально. Анна Маньяни, например, вообще никогда подмышки не брила».
Брить и стелить
«Конечно, никаких отношений не получилось и получиться не могло. Когда с омерзением смотрят на любой волосок на твоем теле, расслабиться невозможно».
В одном популярном ЖЖ-дневнике, где ежевечерне публикуются эротические фото, както появилось изображение красивой девушки. Ее тело украшало некоторое подобие интимной прически, что немедленно вызвало злобу комментаторов. Ярость в интернете – тема отдельная, но на этот раз откликов было действительно много, и самым сдержанным был такой: «Пусть в следующий раз стоит ближе к бритве!»
Безусловно, гигиенические соображения играют тут не по-следнюю роль, но за последние лет десять все и в самом деле изменилось – абсолютно гладкое тело стало чем-то само собой разумеющимся.
Варианты «привлекательно» и «непривлекательно» здесь, извините, не работают – приоритеты в области красоты меняются довольно часто, достаточно полистать художественные альбомы. И дело даже не в проделанной женщинами дороге от Рубенса до Модильяни. Еще несколько лет назад никто не подозревал, что красивой будут считать женскую фигуру типа «труба» (это когда между талией и бедрами почти никакой разницы). И, опять же, никто не подозревал, что мужчины будут брить грудь, спину и ноги и ходить летом в напоминающих трусы цветных штанишках. Тем более никто не думал, что ликвидация волос на всем теле станет не самостоятельным выбором человека, а его категорической обязанностью.
Мы говорим сейчас не о том, считает ли человек необходимым делать полную депиляцию или не считает, – это выбор каждого. А о том, что по этому поводу уже сформировано совершенно определенное общественное мнение.
Существуют три типа половой конституции: слабая, средняя и сильная. К представителям слабой, как правило, относятся высокие, с длинными конечностями люди, у которых замедлен рост волос на теле. Представители конституции сильной, обладающие повышенным сексуальным темпераментом и изрядной выносливостью в постели, обычно отличаются не самыми длинными в мире ногами и руками и повышенной волосатостью.
Несмотря на то, что слово «секс» стоит на обложке каждого глянцевого журнала, а попасть на порносайт можно, просто случайно облокотившись на клавиатуру, действительно сексуальные люди на данный момент считаются некрасивыми. Чтобы тебя посчитали красивым и сексуальным, теперь мало длинных ног – нужна еще полная гладкость кожи. Волосы на теле достались нам от предков-приматов. Их они защищали от холода – нам же могут напоминать об инстинктивной, животной сексуальности. Отрицая волосы, мир отчасти отрицает и секс.
Есть и другая сторона – далеко зашедший культ молодости, ведущий к желанию стать юнцом или юницей, на теле которых нет и пушка. Но вот, к примеру, у женщин с возрастом из-за гормональных сбоев могут начать расти волосы там, где их раньше не было. Эволюционные психологи, которые изучают установки, заложенные в нас еще при первобытно-общинном строе, про такую женщину сказали бы: удаляя волосы, она бессознательно стремится выглядеть более привлекательной, показать, что молода, а стало быть, способна рожать. А вот психологи, изучающие современность, скажут: эта женщина хочет выглядеть девочкой-подростком.
Белые, но не пушистые
«Я ненавижу, когда на теле у человека волосы. Это и сексом мешает заниматься, и ничего в этом красивого нет. А шестидесятые давно закончились».
Еще отсутствие волос на теле говорит о попытке сделать это тело прекрасным (в современном понимании), чистым, свежим, гладким – то есть совершенным. Если припомнить мужчин, которые надевают короткие штанишки на бритые ноги, то это попытка стать даже не подростком, а ребенком, на теле которого еще ничего не растет.
Детское желание присвоить себе весь мир, идеальное тело, внешняя сексуальность и отсутствие любви ко всем, кроме себя, – таким был мифологиче-ский Нарцисс. А нарциссизм считается, наряду с депрессией, главным страданием людей ХХI века. Человек-нарцисс мечтает о грандиозном успехе или идеальной любви, но не умеет ни понимать других, ни сочувствовать им. Он уверен в собственной значимости, ведет себя высокомерно, но при этом всецело зависит от того, как воспринимают его другие. И, стараясь выглядеть в их глазах совершенством, истязает себя пинцетом и бритвой – не подозревая, что оценить его по достоинству мог бы только другой нарцисс. Если бы у него была такая способность. Но нарциссы никого по достоинству не ценят: просто не у меют.
А другие, не нарциссичные, люди скорее предпочли бы совершенству понимание и сочувствие. Вспомните Настеньку из «Аленького цветочка» – вон какое чудище было косматое, а она ведь его полюбила.